Минфин хочет регламентировать выдачу госкредитов

Давать, но не всем

3 минуты
Минфин хочет регламентировать выдачу госкредитов

Минфин подготовил проект постановления правительства, разъясняющий процесс выдачи государственных кредитов иностранным государствам. Там прописаны подробные правила участия во внешней долговой политике, которым не следовали ни в советское, ни в новейшее время.

В документе указываются критерии долговой политики: уверенность в устойчивости заемщика, отсутствие неурегулированных претензий и экономическая целесообразность кредитов. Если он будет принят, увеличится количество юридических оснований для отказа заемщикам, а для решений по кредитованию на особых условиях будет нужна рекомендация МИДа.

Согласно Бюджетному кодексу, правительство отвечает за порядок кредитования иностранных государств. При этом в Минфине подчеркивают, что никакого единого регламента кредитования не существовало, а все условия индивидуально прописывались в межправительственных соглашениях.

По подсчетам кандидата экономических наук, секретаря федерального совета «Партии Дела» Алексея Лапушкина, с 1991 года Россия списала около 140 миллиардов долларов долгов другим странам. Это равняется половине годового федерального бюджета.

Еще в апреле 2012 года замминистра финансов Сергей Сторчак отказался комментировать платеж Венесуэлы по российскому кредиту в три миллиарда долларов, сославшись на секретность. Сторчак заявил, что программа предоставления госкредитов является секретной, данные об отношениях кредитора с заемщиком не являются публичными: «Чтобы дать информацию об отношениях, нужно как минимум спросить согласия у того суверена. В каждом соглашении есть оговорка о конфиденциальности».

По новому проекту постановления стоимость кредита не будет разглашаться уже по правовым основаниям — это «чревато ослаблением переговорной позиции РФ» и раскрытием коммерческой информации. А условия кредитов будут рассчитываться в соответствии с международными рекомендациями.
«Вопрос не в возвратности или невозвратности денег, а в прозрачности процедур, которая сейчас отсутствует. Такие решения должны не кулуарно приниматься, а выноситься как минимум на уровень парламента. Государственный кредит иностранному государству — это не кредит на покупку стиральной машины. Это средства, связанные с политическими и экономическими рисками, поэтому процедуру нужно не ужесточать бюрократически, а переводить в плоскость парламентского контроля. И за её результаты спрашивать с публичных политических фигур, а не с безымянных министерских чиновников», — говорит Лапушкин.
Впрочем, подобные инициативы появляются не первый раз. По наблюдениям профессора ВШЭ Ивана Родионова подобные инициативы озвучиваются из ведомства раз в пятилетку. В этот раз подготовку проекта постановления курировал замминистра финансов Тимур Максимов.

Родионов приводит в пример Минобороны или «Росатом»:
«То есть все это прикрывается красивыми словами о поддержке российской промышленности, но смысл этой деятельности в том, что существенная часть денег прилипает к рукам. И реализуются проекты, которые не имеют прямого отношения к межгосударственным делам. В Венесуэле мы помогали военной техникой. Были и поставки, но меньше. Наши технологии не очень актуальны для нефтедобычи в тамошних условиях. Мьянма, Венесуэла, Куба — было же очевидно, что никаких возвратов не будет. И мы делаем вид что себя обманываем. Это же страны даже не третьего, а четвертого мира».
В проекте постановления пока не конкретизированы функции участников процесса выдачи госзаймов за исключением полномочий Минфина. А значит, возможность договориться на своих принципах у каждой страны остается.

Иван Афонин 


Нравится 816
Ха-ха 420
Удивительно 231
Грустно 227
Возмутительно 226
Не нравится 193




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также