Минфин хочет регламентировать выдачу госкредитов

3769
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Минфин подготовил проект постановления правительства, разъясняющий процесс выдачи государственных кредитов иностранным государствам. Там прописаны подробные правила участия во внешней долговой политике, которым не следовали ни в советское, ни в новейшее время.

В документе указываются критерии долговой политики: уверенность в устойчивости заемщика, отсутствие неурегулированных претензий и экономическая целесообразность кредитов. Если он будет принят, увеличится количество юридических оснований для отказа заемщикам, а для решений по кредитованию на особых условиях будет нужна рекомендация МИДа.

Согласно Бюджетному кодексу, правительство отвечает за порядок кредитования иностранных государств. При этом в Минфине подчеркивают, что никакого единого регламента кредитования не существовало, а все условия индивидуально прописывались в межправительственных соглашениях.

По подсчетам кандидата экономических наук, секретаря федерального совета «Партии Дела» Алексея Лапушкина, с 1991 года Россия списала около 140 миллиардов долларов долгов другим странам. Это равняется половине годового федерального бюджета.

Еще в апреле 2012 года замминистра финансов Сергей Сторчак отказался комментировать платеж Венесуэлы по российскому кредиту в три миллиарда долларов, сославшись на секретность. Сторчак заявил, что программа предоставления госкредитов является секретной, данные об отношениях кредитора с заемщиком не являются публичными: «Чтобы дать информацию об отношениях, нужно как минимум спросить согласия у того суверена. В каждом соглашении есть оговорка о конфиденциальности».

По новому проекту постановления стоимость кредита не будет разглашаться уже по правовым основаниям — это «чревато ослаблением переговорной позиции РФ» и раскрытием коммерческой информации. А условия кредитов будут рассчитываться в соответствии с международными рекомендациями.
«Вопрос не в возвратности или невозвратности денег, а в прозрачности процедур, которая сейчас отсутствует. Такие решения должны не кулуарно приниматься, а выноситься как минимум на уровень парламента. Государственный кредит иностранному государству — это не кредит на покупку стиральной машины. Это средства, связанные с политическими и экономическими рисками, поэтому процедуру нужно не ужесточать бюрократически, а переводить в плоскость парламентского контроля. И за её результаты спрашивать с публичных политических фигур, а не с безымянных министерских чиновников», — говорит Лапушкин.
Впрочем, подобные инициативы появляются не первый раз. По наблюдениям профессора ВШЭ Ивана Родионова подобные инициативы озвучиваются из ведомства раз в пятилетку. В этот раз подготовку проекта постановления курировал замминистра финансов Тимур Максимов.

Родионов приводит в пример Минобороны или «Росатом»:
«То есть все это прикрывается красивыми словами о поддержке российской промышленности, но смысл этой деятельности в том, что существенная часть денег прилипает к рукам. И реализуются проекты, которые не имеют прямого отношения к межгосударственным делам. В Венесуэле мы помогали военной техникой. Были и поставки, но меньше. Наши технологии не очень актуальны для нефтедобычи в тамошних условиях. Мьянма, Венесуэла, Куба — было же очевидно, что никаких возвратов не будет. И мы делаем вид что себя обманываем. Это же страны даже не третьего, а четвертого мира».
В проекте постановления пока не конкретизированы функции участников процесса выдачи госзаймов за исключением полномочий Минфина. А значит, возможность договориться на своих принципах у каждой страны остается.

Иван Афонин 


Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"