Минюст РФ не видит разницы между коммунальными и банковскими долгами

Долги россиян за ЖКХ в 2020 году достигнут астрономической суммы в 1,6 триллиона рублей

6 минут
Минюст РФ не видит разницы между коммунальными и банковскими долгами

В декабре 2019 года Минюст РФ опубликовал для обсуждения проект закона «О деятельности, направленный на возврат просроченной задолженности с физических лиц». Проект привлек внимание и вызвал критику со стороны РСО, УК, ТСЖ, ТПП РФ и других общественных организаций. Учитывая высказанные замечания, авторы проекта подготовили второй вариант текста закона. Однако и он вызывает вопросы.

Первый вариант законопроекта предусматривал обязательный досудебный порядок для всех российских кредиторов. Поэтому он также касался РСО, управляющих компаний, ТСЖ и ЖК. И это при том, что долги россиян за ЖКХ в 2020 году достигнут астрономической суммы в 1,6 триллиона рублей. Тем нее менее, проект определял, что прежде чем подать иск (заявление о выдаче судебного приказа) поставщик услуг ЖКХ (РСО) направляет гражданину в письменной форме требование о возврате просроченной задолженности. И только если человек откажется выплатить долги или не ответит на требование в течении 30 дней, поставщик вправе подать иск в суд. Кроме того, законопроект категорически запрещал сообщать третьим лицам сведения о должнике (и «просрочке») и разрешал взаимодействовать с родственниками должника, живущими с ним, только с письменного согласия должника.

Вместе с тем, авторы проекта распространили на организации ЖКХ и РСО обязанность размещать за плату информацию в ЕФРСФДЮЛ о переходе к ним прав требования просроченной задолженности. Эти и другие нормы вызвали нарекания и замечания со стороны РСО, бизнес-сообщества и ТПП РФ. Учитывая поправки, авторы в январе 2020 года переработали проект.

Новый вариант разительно отличается от первоначального. Разработчики внесли норму (ст. 14), которая устанавливает особенности работы с долгами ЖКХ. Эта статья разрешила взаимодействовать с должниками не только УК, РСО, операторам ТКО и ТСЖ, но и агентам кредитора (коллекторам и юристам), а также платежным агентам, принимающим платежи. Кроме того, ст. 14 установила, что обязательный досудебный порядок не распространяется на взыскание задолженности, возникшей в результате неоплаты гражданином услуг ЖКХ. Норма также предоставила коммунальщикам (и РСО) право передавать сведения о должнике третьим лицам, без его согласия. Также, должник за услуги ЖКХ лишился возможности отказаться от взаимодействия с кредитором или общаться с ним только через представителя. Впрочем, даже этот вариант законопроекта не удовлетворил всей обеспокоенности РСО (УК, ТСЖ). Документ по-прежнему содержит требования, которые затрудняют работу с долгами ЖКХ. О них речь в данном материале пойдет далее.

Кроме проекта закона, регулирующего деятельность по взысканию задолженности, Минюст подготовил еще и поправки в закон № 230-ФЗ, касающиеся соблюдения прав должников. Однако этот документ не представляет интереса для субъектов, работающих в сфере ЖКХ, так как закон № 230-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физлиц в области жилищного законодательства и деятельности РСО.

Три нормы, которые усложнят работу с коммунальными долгами

По итогам 2018 года 26% предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии стали убыточными, а общая сумма убытков по отрасли составила 58369 млн руб. Плачевные результаты показали также теплоэнергетики, операторы ТКО и компании, занимающиеся водоотведением и водоснабжением. Так, 59,2% юрлиц, занимающихся производством, передачей и распределением пара и горячей воды признаны убыточными, а размер убытков составил 50691 млн руб. убытков. При этом теплоэнергетики в 2017 и 2018 годах продемонстрировали отрицательную рентабельность услуг — 3,9%.

Эти цифры стали результатом слабой платежной дисциплины потребителей и покупателей услуг. Так, просроченная задолженность покупателей электроэнергии по итогам 2018 г., составила 190394 миллиона рублей или 20,1% от портфеля задолженности. Потребители теплоносителей задолжали 341515 млн руб. из которых просроченная задолженность составила 148844 млн руб. или 43,6% от общей суммы долга. А просроченная задолженность покупателей компаниям, занимающимся водоснабжением и операторам ТКО достигла 49324 млн руб. или 32,8% от общего долга.

В этой ситуации введение дополнительных требований снизит рентабельность энергетиков, увеличит непроизводственные затраты и снизит качество услуг. Поставщики энергии столкнуться с новыми трудностями, которые вытекают из решений Минюста РФ.

Так, проект по-прежнему содержит положения, которые усложнят работу с долгами ЖКХ. Ст. 7 категорически запрещает публиковать данные о должнике, размере «просрочки», ее взыскании и другие персональные данные неограниченному кругу лиц, в том числе размещая такие сведения в Интернете или в (на) жилом помещении, доме, здании, строении, сооружении.

Принятие этой статьи лишит РСО, УК, ТСЖ одного из инструментов работы с должником. Учитывая расплывчатое определение «персональных данных», приведенное в законе № 152 – ФЗ, коммунальщики активно размещают на сайтах, в лифтах и на дверях подъездов не персонифицированные сведения о номерах домов и квартир, накопивших задолженность. Кроме того, поставщики услуг демонстрируют чудеса изобретательности, чтобы указать на должника, не раскрывая персональных данных. Например, в приволжском городе РСО изготовила многотонную металлическую пирамиду с надписью: «Здесь живет должник» и выставляет на сутки перед коттеджем должника или даже подвешивает с помощью крана напротив квартиры неплательщика. Непонятно, эффективны ли эти методы (коммунальщики утверждают, что эффективны), однако принятие законопроекта в нынешнем виде поставит заслон перед распространением такой информации.

Вторая проблема, которую принесет закон, заключается в ограничении перечня лиц, взаимодействующих с должником. Ст. 14 проекта не включает в их число ТСЖ, ЖК. Может случиться так, что у гражданина возникнет долг за горячую воду или газ. При этом у человека не будет задолженности перед ТСЖ и ЖК. В этом случае кредитору – РСО проблематично опломбировать оборудование, которым пользуется потребитель. Ведь это делает компания, отвечающая за содержание внутридомовых сетей по заявке РСО. И если этой компанией является ТСЖ/ЖК, то они не смогут взаимодействовать с должником в силу ст.14. К тому же РСО (УК/ТСЖ) далеко не всегда могут отключить должников от коммунальных услуг. Напомним, что ВС РФ в Постановлении № 22 от 27.06.2017 г. указал, что «само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги». После выхода в свет этого Постановления рост коммунальных долгов только ускорился.

Третий негативный момент состоит в необходимости получить письменные согласия должника и третьих лиц на взаимодействие с третьими лицами (ст. 11). Сейчас ресурсоснабжающие организации спокойно обзванивают квартиры проблемных должников и требуют погасить задолженность независимо от того, кто взял трубку. Однако, если закон вступит в силу, РСО надо будет получать письменные согласия граждан и самого должника на взаимодействие с лицами, проживающими в помещении. Причем согласия следует получить до возникновения просроченной задолженности. Это бессмысленное и невыполнимое требование.

Тем более, что домочадцы, живущие с должником, могут сами в одночасье стать должниками. Это произойдет, если РСО получит выписку из ЕГРН и узнает, что квартира оформлена в долевую собственность. В этой ситуации никакого согласия не надо. Ресурсоснабжающая организация вправе требовать погашения задолженности от каждого сособственника, исходя из размера доли (ст.249 ГК РФ).

Таким образом, разработчики ставят РСО перед выбором: потратить средства, собрать информацию о сособственниках и гражданах , проживающих в квартире и взять письменные согласия с тех людей, которые не являются совладельцами или не несут солидарной ответственности с должником, либо отказаться от взаимодействия с гражданами, проживающими с должником. Можно, конечно, совершить поквартирный обход и собрать сведения непосредственно у плательщиков коммунальных услуг. Но это опять же дополнительные расходы. Следуя логике, в ч. 1 ст. 11 проекта следует внести поправку, указывающую, что РСО и операторы ТКО вправе контактировать с членами семьи должника и гражданами, проживающими в «проблемной» квартире на предмет погашения просроченной задолженности без получения письменного согласия последних.
Нравится 249
Ха-ха 97
Удивительно 97
Грустно 38
Возмутительно 48
Не нравится 29




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров