Нехорошо забытая проблема: казенные компании тонут в долгах за ЖКХ

1452
Время чтения - 8 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Комитет Совета Федерации по экономической политике просит администрацию президента обязать все казенные учреждения вернуть долги за оказанные услуги ЖКХ и внести авансовые за 2 месяца вперед, дополнить перечень наиболее пострадавших от коронавируса отраслей сектором ЖКХ и не предоставлять субъектам малого бизнеса льготы, если те накопили коммунальные долги.

В Комитете давят на то, что собираемость платежей упала с 90% до 60%. Причем обязательства госструктур только перед водоканалами выросли на 6 млрд рублей при собираемости в 70%. По примерным подсчетам, к концу года показатель может составить 50 млрд руб., если ситуацию не изменить.

Минстрой инициативу поддерживает, ссылаясь на то, что за неполный II квартал текущего года выпадающие доходы отрасли могут составить порядка 70–80 млрд рублей.

Сфера ЖКХ действительно нуждается в поддержке

Председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков обратил внимание, что, согласно статистике, которая озвучивалась на ВКС ТПП РФ, доходы населения снизились на 27%. Платежи за жилищно–коммунальные услуги уже в мае от собственников МКД упали на 40–50%.
«Предприятия ЖКХ недополучили огромный размер денежных средств, а работы нужно проводить те же самые, включая подготовку к зиме. Те, что были повешены на УК по санации МКД и территории рядом, никто не оплатил, никто не заказал. Это очередные убытки. Поэтому ТПП РФ обращалась и к Мишустину, и к его первому заместителю, чтобы предприятия ЖКХ включили в перечень наиболее пострадавших от пандемии», – объясняет спикер.
По его мнению, федеральный уровень скидывает жилищно–коммунальную проблему на субъекты РФ и муниципалитеты.
«У регионов нет средств для помощи предприятиям ЖКХ, как и нет подобной строки в бюджетах, так как иногда жилищное хозяйство – это муниципальные предприятия, иногда – концессия, а иногда – частные компании, которые взяли в аренду имущество для продажи коммунальных ресурсов», – рассказал ДОЛГ.РФ Андрей Широков.
Он также отметил, что выпадающие доходы образовались из–за разрешения президента РФ не платить за коммунальные ресурсы и не начислять штрафы за такие долги. При этом предприятия ЖКХ фактически не могут брать кредиты на финансирование собственной деятельности, потому что проценты гасить не в состоянии.
«В ближайшее время ожидается существенный рост безработицы, поэтому для большинства граждан главными приоритетами будет покупка лекарств и питания, но никак не оплата коммунальных услуг. Поэтому нужно со стороны властей рассмотреть индивидуально по каждому случаю объем выпадающих доходов у жилищных предприятий и у организаций, которые предоставляют ресурсы», – уверен Широков Андрей.
Он также озвучил еще одну проблему.
«Бизнес просил с 1 июля не повышать тарифы на коммунальные ресурсы. Но тенденция, которая просматривается сейчас в правительственных структурах, говорит о том, что все–таки будет дана команда на повышение на те проценты, на которые разрешается повышать тарифы по регионам. Это станет дополнительной нагрузкой на собственников жилья и предприятий по оплате услуг ЖКХ», – заметил спикер.

Компаниям ЖКХ нужно упростить доступ к субсидированным кредитам без залога

Сергей Минко, генеральный директор ПАО «Городские Инновационные Технологии», считает ситуацию спорной. С одной стороны во многих регионах задолженность за услуги ЖКХ у муниципальных предприятий и организаций выросла, но с другой стороны мы понимаем, что сейчас все мы находимся в тяжелых условиях мобилизации ресурсов.
«Думаю, что предприятия ЖКХ и муниципальные предприятия в каждом случае должны индивидуально подходить к вопросу оплаты задолженности и там, где такая возможность у бюджета есть – платить, а там, где деньги перераспределены на спасение людей – перенести часть оплаты на следующие месяцы», – отметил эксперт.
По его словам, компаниям ЖКХ нужно упростить доступ к субсидированным кредитам без залога.
«Компании отрасли ЖКХ, практически наряду с медиками, взяли на себя огромную нагрузку по мероприятиям, связанным с борьбой с пандемией. И я считаю, что мы отлично справились», – подытожил Сергей Минко.

Государство переложило свои обязанности на граждан

Юрий Капштык, генеральный директор ООО «Экспертно-правовой центр «Параграф», отметил, что вполне закономерно поставлен вопрос о том, что ЖКХ – сфера страдающая и она требует определенной поддержки.

Вне зависимости от того, что бизнес не работал, долги копились. Коммунальщики продолжали предоставлять услуги и проводить обслуживающую работу, несмотря на коронавирус. Отопление – самая серьезная статья расходов – было отключено только в середине мая.
«Структуры ЖКХ обязали проводить дезинфекцию помещений, что вылилось в серьезные суммы. Однако денег на это никто не выделял. Это сравнимо с ситуацией с гражданами, когда их обязали носить маски и перчатки, а про дотации и возмещение расходов забыли», - комментирует ситуацию эксперт.
Он также обратил внимание на абсурдность идеи об обязательстве госструктур заплатить долги ресурсоснабжающим организациям, которые также финансируются из бюджета.
«Это перекладывание денег из одного ящика стола в другой. Логичнее было бы согласовать уменьшение\увеличение ежегодного бюджета на содержание госорганизации и напрямую из бюджета возместить расходы\потери поставщику энергоресурсов», - уверен эксперт.
При этом сам факт того, что госпредприятия имеют долги по оказанным коммунальным услугам — это показатель низкой эффективности управления со стороны правительства.
«Госпредприятия являются для гражданина образцом, показателем качества работы правительства. Когда обычный гражданин видит, что государственные компании имеют долги, он думает «а почему я не могу». Вопрос погашения задолженности должен решаться быстро и эффективно. Вплоть до поручительства самого казначейства», - подытожил спикер.
По словам эксперта, предложение по поводу ограничения предоставления льгот МСП из-за коммунальных долгов частично правильное.
«Как бы это дико не звучало, но у нас распространена практика, когда предприниматели действуют недобросовестно: получают услуги и за них не рассчитываются. Делают это, потому что знают – в крайнем случае можно просто уйти в банкротство и не расплачиваться по долгам», - отметил спикер.
Бизнес может помочь сектору ЖКХ, например, подписанием соглашения с УК о признании долга и рассрочке его погашения. УК с этим согласятся: лучше иметь гарантии обязательств и регулярные поступления, чем просто лишиться каких-либо вариантов вернуть эти деньги.

Однако не стоит забывать, что предприниматели понесли большие убытки за время вынужденной приостановки деятельности – доходов не было, долги копились.
«Эти долги бизнес вынужден покрывать из собственных ресурсов, на которые можно было закупить материал или продукцию для реализации и получать прибыль, встать на ноги. Поэтому если вести речь о возмещении коммунальщикам долгов, то должны быть предусмотрены льготные госпрограммы помощи под 0%. Так предприниматель сможет и долги погасить, и не остаться в убытке», - объясняет Юрий Капштык.
По словам спикера, государство переложило проблемы сферы ЖКХ на конечных потребителей. Она напомнил о существовании целевой программы реформирования структуры ЖКХ.
«Разработана программа потому, что структура находится в изношенном состоянии, требует обновления коммуникаций. Устаревшее оборудование формирует потери на этапе доставки потребителю, что в свою очередь приводит к росту тарифов. Таким образом получается, что проблему износа оборудования ЖКХ, которую должно решать государство, оплачивают граждане и бизнес», - объяснил Юрий Капштык.

Включение ЖКХ в перечень пострадавших отраслей не гарантирует вливания из бюджета

По словам Павла Склянчука, независимого эксперта в сфере ЖКХ, в письме комитета Совета Федерации указан обширный набор предложений и мер. Часть из них озвучивалась ранее и была внесена в перечень поручений Президента по итогам его совещания с энергетиками. Это касается, например, 100%-ой оплаты за коммунальные услуги бюджетными организациями.
«Предложение ограничения предоставления льгот субъектам МСП из-за коммунальных долгов – избыточно строгая мера. Здесь все должно решаться в рамках договорных отношений и обычной судебной процедуры истребования задолженности», - комментирует ситуацию эксперт.
Он также отметил, что идея по авансированию платежей за еще не предоставленные услуги ЖКХ не нова. Она обсуждалась какое-то время, но в итоге затормозилась.

Эксперт придерживается позиции, что если и договариваться об авансе, то это должно быть происходить в формате права, ни о каком принуждении здесь речи идти не может.
«Вместе с тем это должно быть выгодно и потребителю тоже – должна быть предусмотрена линейка льгот и скидок, если потребитель согласен оплачивать услуги на 2 месяца вперед», - подчеркнул спикер.
Павел Склянчук обратил внимание, что никто наверняка не знает, как обстоят дела в секторе ЖКХ.
«У нас нет сводной статистики по всей стране. Сфера ЖКХ локализована. Это рынок, который приземлен на уровне муниципалитетов или регионов. Поэтому картина разнится: в каком-то регионе лучше, в каком-то хуже», - поясняет эксперт.
По его словам, нет однозначного ответа на вопрос «стоит ли включать ЖКХ в список наиболее пострадавших отраслей».
«Даже если сферу ЖКХ включат в перечень наиболее пострадавших отраслей, это не гарантирует компенсаторные вливания из бюджета. Смысл этого перечня в праве претендовать на субсидии, если ситуация станет критической, вблизи банкротства», - подчеркнул спикер.
Ситуация для предприятий жилищно-коммунального комплекса действительно сложная, но мнения экспертов по поводу необходимости включать их в список наиболее пострадавших от пандемии разошлись. Помимо этой меры есть и другие, которые государство уже давно должно было предпринять, чтобы не допустить коллапса в секторе.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"