Российские дороги и ЖКХ покроют облигациями

1146
Время чтения - 2 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию предложил главам субъектов государства использовать инфраструктурные облигации для повышения их благосостояния. Предполагается, что данный финансовый инструмент как способ привлечения денег первыми испытают Ленинградская, Тульская, Тюменская и Нижегородская области. Всего за счет облигаций планируется получить 1 трлн руб.

Известно, что размещение ценных бумаг возложено на компании с государственным участием. «Автодор» для улучшения дорог попытается привлечь 500 млрд руб. По предварительной информации, вырученные средства будут направлены на развитие десятков транспортных программ. ДОМ.РФ собирается привлечь через инфраструктурные облигации 300 млрд руб., чтобы обеспечить страну новым жильем. Развивать остальную инфраструктуру поручено ВЭБ.РФ, который собирается получить 200 млрд руб. через ценные бумаги.

Впервые инфраструктурные облигации в России были выпущены в 2011 году и доказали свою востребованность. У бюджета недостаточно средств, чтобы своевременно обновлять государственную инфраструктуру, считает Николай Берзон, профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ. По его словам, опыт применения финансового инструмента оказался успешным. Например, Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге был построен за счет средств, привлеченных через облигации. Дорога продолжает существовать и успешно эксплуатируется.

Николай Берзон также подчеркнул, что привлеченные деньги могут быть использованы и для строительства крупных объектов (дворцы спорта, системы ЖКХ). Формирование федерального и региональных бюджетов зачастую учитывает дефицит средств. Потому следует воспользоваться опытом зарубежных стран, которые привлекают частные организации к инвестированию, используя концессионные схемы. В результате — обновленная инфраструктура страны, повышение рейтинга компаний, выпускающих соответствующие облигации. Такой вид государственно-частного партнерства направлен на реальное строительство нужных стране объектов, а не на закрытие «бюджетных дыр».

С учетом дорогого кредитования, инфраструктурные облигации позволяют снизить себестоимость проекта, что, в свою очередь, позволяет вывести проект на приемлемую рентабельность, рассказал ДОЛГ.РФ Аяз Алиев, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова. По его мнению, для инвесторов расширяются инвестиционные горизонты. И с учетом государственных гарантий, инфраструктурные облигации могут выступить эффективным инструментом активного инвестиционного развития.
«В РФ механизм привлечения ресурсов через инфраструктурные облигации сложный. Монополии требуют государственных гарантий. Высокая ответственность и высокая общественная нагрузка накладывают свои ограничения на активное применение данного инструмента. Пока инвестиции в инфраструктуру составляют около процента ВВП, этого недостаточно, и мы не видим эффекта. Нужны более масштабные инвестиции, чтобы это отразилось на росте экономики страны», — уверен Аяз Алиев.
При этом доцент указал, что в РФ нет отдельного закона, регулирующего сферу финансирования через выпуск инфраструктурных облигаций. Зарубежное право четко разделяет, куда можно, а куда нельзя инвестировать ресурсы, привлеченные через инфраструктурные облигации. Если бы российский законодатель принял нормативные акты, то перспективными направлениями могли бы стать энергетика, экология и открытие новых заводов.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"