Российские кредиторы присматриваются к белорусским предприятиям

1316
Время чтения - 4 минуты
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги

Госдолг Белоруссии на 1 августа 2020 года составил 53,1 млрд руб. С начала года общий долг республики вырос на 18,6%. Белоруссия является крупнейшим должником России. Помимо того, что задолженность перед Москвой уже составляет 7,55 млрд долларов, 14 сентября Путин и Лукашенко договорились о предоставлении республике нового кредита размером в 1,5 млрд долларов. Эксперты уверены, что в финансовых отношениях между странами первична политика, а не экономика. В этой связи ДОЛГ.РФ узнал о судьбе тех белорусских активов, которые могут заинтересовать Россию в первую очередь.

Прежде чем говорить об официальных долгах перед Россией, надо вспомнить сначала неофициальные.
«За все время, что сидит Лукашенко, с помощью перераспределительного механизма по нефтепродуктам и кредитам он получил порядка 100 млрд долларов. Это списанные долги, субсидирование белорусской экономики, когда мы поставляем нефть по внутренним ценам, а они продают по внешним. Экономика Беларуси неэффективна», — комментирует директор Банковского института Василий Солодков.
Так, по подсчетам МВФ, до 90% экономической поддержки Белоруссии со стороны России приходится на скрытые субсидии по поставкам газа, нефти и нефтепродуктов. Сотрудник Института энергетики и финансов Сергей Агибалов оценивает, что общий объем российского субсидирования Белоруссии льготными поставками энергоносителей с начала 2000-х годов составил почти 100 млрд долларов, или свыше 200% белорусского ВВП за 2016 год. Газовые субсидии в 2001–2016 годах составили 49,4 млрд долларов, а нефтяные — 46,9 млрд долларов. И в отличие от кредитов, это безвозвратные потери российского бюджета.
«Есть один медицинский факт — когда Януковичу давали 3 млрд в долг, это зарегистрировали в облигациях на Ирландской фондовой бирже. Тут не хватило ума и этого сделать», — добавляет Солодков.
Эксперты отмечают, что кредит в 1,5 млрд долларов, в определенной степени, может считаться в первую очередь помощью российским углеводородным компаниям, а вовсе не Лукашенко. Учитывая необходимость рефинансирования старых кредитов, лишь небольшая часть данного займа дойдет непосредственно до Минска. Одному только «Газпрому» до конца года Белоруссия обязана выплатить 300 млн долларов.
«Долг в полтора миллиарда небольшой. Думаю, за счет него погасят наши поставки энергоносителей. Три четверти долгов странам — это невозвратные долги, больше направленные на поддержку собственного производителя. У нас сильно просел «Газпром» с экспортом, да и у нефтяников ситуация не очень. Поэтому, это просто их поддержка, которая будет одобрена в формате невозвратного долга», — уверен профессор ВШЭ Иван Родионов.
Чтобы не портить свой кредитный рейтинг, Белоруссия может расплатиться ценными активами, позволив российскому бизнесу участвовать в приватизации ключевых предприятий. Например, КАМАЗ ранее уже хотел объединяться с МАЗом, но из-за завышенных Минском оценок, эта сделка так и не состоялась. Безусловно, интересным активом является и крупный производитель калийных минеральных удобрений «Беларуськалий», который успешно конкурирует с российскими производителями.

Не стоит забывать о двух белорусских нефтеперерабатывающих заводах, учитывая, что без российской нефти по льготной цене их рентабельность сильно снижается. Тем более, «Лукойл» и «Роснефть» широко представлены в Белоруссии — помимо собственных сетей АЗС, первая занимается переработкой нефти и производит присадки к топливу, вторая — поставляет сырую нефть. Помимо этого, «Газпром» владеет местной газотранспортной системой, приобретенной за 5 млрд долларов.
«Нефтепереработка, удобрения — в Белоруссии есть привлекательные активы. Ведь у нас довольно убогая промышленность: добыча сырья и первые стадии переработки. «Беларуськалий», НПЗ, химические заводы — это сугубо материальные активы, которые нам нравятся, потому что у самих ничего почти нет. Одно другого не хуже. Любые высокотехнологичные вещи весьма условны — что такое «Белаз» на фоне «КАМАЗа»? Кто-то из них процветает что ли? Есть определенные активы оборонной направленности, но надо учитывать, что любые деньги, вложенные в них, по сути, будут выброшены», — говорит профессор ВШЭ Иван Родионов.
Что касается банковской системы, то она России не интересна, поскольку в Белоруссии итак работают российские банки. По мнению директора Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Георгия Остапковича, как только в Белоруссии произойдет смена власти, неизменно начнется движение в сторону приватизации. Но в первую очередь, Россию интересуют не экономические, а военные активы.

Эксперт отметил, что речь может идти о российских военных комплексах — там располагаются серьезные объекты слежения, это основной интерес РФ.
«Эти деньги никто никогда не вернет, это все будет реструктуризироваться. Эти 1,5 млрд мы им даем, чтобы они же покрыли долги перед нами. 8 млрд — общий долг, но это не значит, что они его должны завтра покрывать».

Иван Афонин


Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги