Владимир Путин: регионам помогут расплатиться с долгами

2356
Время чтения - 4 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

оригинал фото: kremlin.ru

Об этом глава государства заявил в рамках послания Федеральному собранию, озвученному 21 апреля 2021 года. Владимир Путин предложил заместить бюджетными коммерческие кредиты в тех субъектах, где негосударственные долги превышают 25% дохода. Кроме этого, президент до 2029 года продлил срок возврата бюджетных займов, полученных субъектами РФ на борьбу с пандемией.

В рамках послания президент РФ заявил, что высокая закредитованность регионов мешает их развитию. В связи с этим, правительству РФ поручено до 1 июня разработать план по повышению финансовой самостоятельности субъектов федерации. Так, государство намерено работать в направлении сокращения и коммерческой, и бюджетной задолженностей регионов РФ.

Президент предложил весь объем коммерческого долга субъектов, превышающий 25% его собственных доходов, заменить бюджетными кредитами. Погасить замещенные займы регионы должны будут до 2029 года. Также, Владимир Путин посчитал необходимым реструктурировать и часть займов, полученных субъектами от государства.

«Предлагаю провести реструктуризацию тех бюджетных кредитов, которые были предоставлены регионам в прошлом году для реализации мер, связанных с противодействием эпидемии. Мне кажется, это справедливо. Напомню, что срок погашения таких кредитов истекает через два месяца — 1 июля. Предлагаю пролонгировать их также до 2029 года», — сказал Владимир Путин.

Еще одним инструментом поддержки должны стать федеральные инфраструктурные кредиты под 3% годовых со сроком погашения до 15 лет. На них до конца 2023 года планируют выделить порядка 500 млрд руб. Предполагается, что инфраструктурные кредиты будут выдавать для конкретных проектов, с просчитанной экономической моделью. Приоритетными направлениями для таких займов президент назвал проекты, связанные с ЖКХ, общественным транспортом, туризмом. Контролировать распределение инфраструктурных займов будет федеральное казначейство.

«Принцип распределения инфраструктурных кредитов будет следующим: чем меньше долгов было у региона, тем больше инфраструктурных кредитов он сможет получить. Мы одна страна. Все уровни власти, бизнес должны работать вместе. Реструктуризация и инфраструктурные кредиты позволят нам расширить горизонт планирования, запустить новые решения, для реализации национальных проектов», — сказал президент РФ.

При этом он подчеркнул, что возможность получения инфраструктурных кредитов накладывает обязательства на регионы, — от властей субъектов будет зависеть, насколько эффективно сработает этот механизм поддержки на местах.

Для этого, по мнению президента, региональным властям следует быть более открытыми, идти на диалог с бизнесом и активно взаимодействовать с гражданами, которые и помогут разобраться, в реализации каких именно проектов нуждается субъект.

Реструктуризация долгов регионов РФ важная мера и с чисто бюджетно-финансовой, и с экономической точки зрения, отмечает декан факультета экономических наук НИУ ВШЭ Сергей Пекарский. Заемщики-регионы сталкиваются с более жесткими условиями, в том числе и с более высоким процентом по кредиту, чем федеральное правительство. В этом смысле, по словам эксперта, если рассматривать консолидированные финансы всех уровней власти России, реструктуризация означает экономию бюджетных средств на обслуживании долга.


«Но не менее важным является и сам факт ослабления долгового бремени для регионов. Региональный долг ряда субъектов РФ (например, Мордовии, Хакасии, Удмуртии, Орловской области и др.) приблизился или даже перешагнул за объем годовых налоговых и неналоговых доходов их бюджетов. Как показывают последние академические исследования и опыт развитых стран по преодолению последствий экономических кризисов, избыточное долговое бремя снижает эффективность стимулирующей фискальной политики. Успешность стимулов во многом зависит от ожиданий населения относительно краткосрочности или долгосрочности программ. Очевидно, что долговое бремя не позволяет фискальным органам планировать долгосрочные стимулы. При этом многие фискальные программы, нацеленные на стимулирование экономического развития, неизбежно должны осуществляться не федеральным центром, а регионами. Но для этого им нужно такое же устойчивое фискальное положение, как и у федерального бюджета», — говорит Сергей Пекарский.

По данным Минфина, на 1 апреля 2021 года совокупный долг субъектов РФ составляет почти 2,5 трлн руб. Из них на кредиты банковским структурам (коммерческие займы) приходится почти 500 млрд руб., на бюджетные кредиты — 1,1 трлн руб. Самый закредитованный субъект РФ — Московская область. Ее совокупный долг составляет порядка 259,8 млрд руб. Из них 63,2 млрд руб. приходится на кредиты банкам, 48,6 млрд руб. — на бюджетные займы. Остальную часть долговой нагрузки составляют государственные ценные бумаги, госгарантии и иные обязательства. Также высокий уровень долговой нагрузки в Свердловской области — 113,1 млрд руб., Краснодарском крае — 102,08 млрд руб., Татарстане — 97,7 млрд руб., Санкт-Петербурге — 85 млрд руб.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"