ЖКХ: «бомба» с отчетом в 18 лет

2327
Время чтения - 7 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Тикает бома, заложенная под ЖКХ Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Именно ЖКХ называют аналитики самой вероятной причиной социального взрыва, грозящего разрушением страны. ДОЛГ.РФ разбирался, почему попытки властей навести в отрасли порядок пока приводят лишь к запутыванию ситуации; а долги растут, и единственная мера, которая не дает жилищной сфере пойти вразнос − ограничение роста коммунальных тарифов уровнем 4% в год.


Сколько и кто должен за ЖКУ

В июле прошлого года «Известия» со ссылкой на Росстат привели график «Динамики задолженности за коммунальные услуги в России».

Задолженность физических лиц за ЖКУ по итогам I квартала 2019 года достигла 564,5 млрд рублей, увеличившись за год на 5,4%. Это 70% от среднемесячных расходов граждан на покупку еды, то есть, чтобы расплатиться с долгами, население должно три недели голодать. Общий долг с учетом юридических лиц превышает 1,4 трлн рублей.

При этом рост за год на 5,4% неправомерно рассматривать как полный прирост задолженности, потому что одновременно происходит списание этой задолженности с должников. Согласно российскому законодательству срок исковой давности три года. Если за это время долг не предъявлен к взысканию, он аннулируется. Попытки заставить людей платить за более ранние долги пресечены п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22, согласно которому платежи граждан могут засчитываться только за периоды, по которым срок исковой давности не истек.


Долги − в РСО, УК − в банкротство

Одним из самых распространенных способов не платить ресурсоснабжающим предприятиям (РСО) за ЖКУ было банкротство управляющих компаний (УК). Типичная схема выглядит так: местные власти передают имущество, необходимое для функционирования ЖКХ, в ведение УК, а когда УК накапливает достаточный объем долгов перед РСО, ее банкротят, имущество и обязанности по содержанию жилья переходят к вновь созданной местными властями УК, часто с теми же руководителями.

Летом 2018 года СМИ со ссылкой на Минстрой сообщили, что в рамках данной схемы до РСО от УК не дошло 250 млрд, то есть УК посчитали ответственными за почти половину задолженности населения.

В случае банкротства УК ресурсники практически не имеют шансов вернуть средства. Когда процедура банкротства инициирована, РСО приходят в качестве «третьего, четвёртого, десятого кредитора». Более того, с РСО во время процедуры банкротства УК могут потребовать вернуть деньги.

По существующим законам РСО практически не могут прекратить поставку ресурсов, даже если видят признаки неплатежеспособности у получающей компании. Но когда компания уходит в банкротство, ее сделки с РСО можно оспорить в суде, и РСО вынуждены возвращать средства в конкурсную массу, не просто не получая плату за поставленные ресурсы, а терпя при этом убытки. На совещании в ТПП летом этого года прозвучал такой пример: Дальневосточная генерирующая компания в результате подобных случаев потерялся порядка 110 млн рублей. Для предотвращения подобных случаев предлагается вывести сделки и платежи РСО из конкурсной массы ввиду их особого статуса в обеспечении жизнедеятельности организаций.

Повсеместные жалобы на неоплату со стороны УК работы РСО вынудили государство принять меры − 3 апреля 2018 года был принят закон № 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", которым РСО разрешалось заключать прямые договоры на обеспечение ЖКУ с собственниками и нанимателями квартир в многоквартирных домах. Этот же закон запретил распределять долг одних жителей между другими жителями дома, чем коммунальщики ранее успешно пользовались.

Но новый закон породил ряд последствий, с которыми власти не могут разобраться до нынешнего дня.


Договор через бумажку на столбе

РСО не обязали заключать прямые договора с конечными потребителями ресурсов в письменном виде, признав достаточным «уведомления» о новом варианте оплаты света, тепла, воды, вывоза мусора путем размещения этого уведомления в общедоступных местах: на досках объявлений, в местных печатных изданиях. Такой способ заключения «договора», несомненно, надо признать свежим словом в юриспруденции.

Последствия оказались очевидны, жильцы многоквартирных домов стали получать ворох документов с требованием оплаты, во-первых, от УК, которой выгодно сделать вид, что она не получила извещения о расторжении договора с РСО; во-вторых, от РСО и, в-третьих, − от жуликов, быстро сообразивших, что в ворохе платежек жильцы разобраться не сумеют. В некоторых случаях число квитанций приближалось к десятку. В 2018 году до 60% обращений в жилинспекции были связаны с неверными или непонятными для граждан начислениями за услуги.

Надо было что-то делать, и через полтора года после принятия неработоспособного 59-ФЗ в Госдуму внесен обратный законопроект о «едином платежном документе».


Оба варианта хуже

Тепло, свет и воду расходуют не только собственно жильцы, а часть их идет на общедомовые нужды. Поэтому каждой РСО, помимо прямых договоров с жильцами, приходится заключать договора с УК на поставку этих ресурсов. А УК, в свою очередь, предъявляют счет за общедомовые ресурсы гражданам. Свои собственные счета граждане могут проверить по счетчикам, а механизм проверки обоснованности общедомовых платежей создан не был. В результате в квитанциях на оплату общедомовых расходов, направленных УК жильцам, суммы порой не уступают по размеру, а то и превышают платежи по индивидуальным квитанциям РСО.

Появилась тенденция выборочной оплаты квитанций потребителями. Кто-то посчитал услуги УК некачественными и не заплатил по их квитанции. Кто-то недоволен теплом в квартире, и отказывается платить по квитанции теплоснабжающей РСО.

Раньше гражданин имел дело только с УК, и он мог пожаловаться на нее за недостаточно горячую воду, слабый напор холодной воды, чуть теплые батареи. Когда эти ресурсы стали поставлять РСО, жаловаться стало некому. УК посылают жильцов в РСО, а в РСО утверждают: «Это не наша забота, так как проблема на общедомовой территории, ею всегда занималась УК». Государству пришлось срочно вмешаться, и 31 июля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 №897, в котором приведен типовой договор между УК и РСО и описаны обязанности сторон.

Положение РСО усугубил принятый 28 ноября 2018 года закон № 451-ФЗ (в редакции закона № 197-ФЗ от 26 июля 2019), согласно которому при подаче иска в суд необходимо предоставить ФИО ответчика, дату и место его рождения, номер СНИЛС и другое. Эти данные наниматели и собственники жилых помещений предоставлять УК, а тем более РСО, не обязаны.

Резко замедлилось принятие исков в суд о выселении: часть квитанций оплачена, поэтому человека нельзя признать неплательщиком за ЖКХ. На конец 2018 года число дел в судах по взысканию задолженности подошло к 5,5 млн!

Переход к единой квитанции порождает новую коллизию: если гражданин не согласен со счетом за одну из услуг и не оплатил ее, сумма недоплаты по единой квитанции разбивается на всех получателей платежей, и гражданин становится должным всем организациям сразу.

Анализируя варианты с независимыми квитанциями и еще обсуждаемой единой квитанции, тянет сделать вывод − оба хуже.


Борьба с неплатежами в ЖКХ − это надолго

Власти обещают жителям многоквартирных домов защитить их от необоснованных расходов. Правительство России уже определило предельный рост тарифов ЖКХ по всем регионам на будущий год, а Минстрой России сообщил, что готов пересмотреть тарифы на капитальный ремонт и при этом обосновать стоимость капитального ремонта.

На встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым 8 ноября глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев уверил, что внесенные изменения в законодательство перекрыли лазейки в законах, позволяющие местным органам власти и УК бесконтрольно повышать тарифы на ЖКУ. Артемьев также пообещал, что в дальнейшем тарифы начнут снижаться.

Но что делать с огромными накопленными долгами? РСО и УК попробовали продавать долги коллекторским агентствам, которые применяли "грубые и внеправовые способы воздействия на должников". Госдума приняла закон 214-ФЗ, запретивший уступку долгов коллекторам.

Способствовать решению многолетней проблемы коммунальной задолженности могут помочь активно обсуждаемые изменения в 230-ФЗ и 214-ФЗ, которыми сегодня регулирует процедура взыскания долгов. Одно из предложений − продавать долги перед РСО и УК на конкурсах для их взыскания через пока еще не существующую службу частных приставов. Но предстоит детально проработать вопрос, как сделать, чтобы частные пристава не использовали (по примеру запрещенных коллекторов) «внеправовые способы» возврата долгов.

Однако только принятием законов, даже самых суровых, проблему долгов не решить. Общество должно признать стоимость коммунальных услуг «справедливой», убедиться, что на платежах граждан никто незаконно не обогащается. Пока же многочисленные примеры работают в обратную сторону, так что решение проблемы неплатежей в ЖКХ растянется надолго.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"