Восстановлению бизнеса в России мешают тарифы на электроэнергию

1876
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Об этом в докладе «Расходы на электроснабжение малого и среднего бизнеса в России: растущая нагрузка» заявили эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР). Среди основных проблем малые и средние предприниматели (МСП) называют рост тарифов, опережающий инфляцию и высокие цены на присоединение к электрическим сетям и увеличение мощности.

Как отметили в ЦСР, вопросы, связанные тарифами и ценами на ЖКУ, входят в ТОП-3 барьеров для развития МСП. В сегменте МСП чувствительность к данной проблеме выше. Так, 38% малого и среднего бизнеса отметили, что рост цен и тарифов является одним из основных барьеров осуществления деятельности в России. По всем категориям предприятий 34 % респондентов отмечают данный барьер, чаще об этом говорят предприятия в сфере сельского хозяйства (58 % респондентов), легкой и пищевой промышленности (54 %), строительства (44 %) и тяжелой промышленности (38 %).

Снижение тарифов является третьим по значимости среди положительных стимулов для восстановления и развития бизнеса в 2021 году. Об этом заявили 37% от общего числа респондентов и 41% опрошенных ЦСР компаний из числа МСП. Опережают по значимости тарифы только коронавирусные ограничения (39% и 35% соответственно) и новые партнерства (39% и 38%).

Инфографика_стимулы_посстановления_01.jpg

В числе главных проблем бизнес называет непредсказуемость роста тарифов. В последние годы цены на электричество росли быстрее инфляции, а в 16 регионах РФ за последние три года они увеличились сразу на 20%. Самыми дорогими для МСП с точки зрения тарифов для электричества являются Республика Калмыкия, Краснодарский край, Псковская область. Наиболее выгодные тарифы в Иркутской, Новосибирской, Омской областях и Бурятии. В среднем же по стране тарифы для МСП с 2017 года выросли на 15-16%. Для сравнения: цены на продуты за тот же период выросли на 12,7%.

Одна из основных причин роста тарифов — решения региональных властей, связанные с увеличением перекрестного субсидирования (когда за счет надбавок для оптовых потребителей удешевляется электричество для населения — прим. ред.). Ранее Союз потребителей РФ предлагал урегулировать этот аспект за счет установления лимита потребления для физлиц, однако такой подход не поддержали в Минэкономразвития. По итогам 2020-го объем перекрестного субсидирования составил 238,9 млрд руб., еще в 2017-м этот показатель едва превышал 208,4 млрд руб.

Еще один важный аспект, повышающий нагрузку на бизнес, — стоимость технологического присоединения. В РФ предусмотрены программы льготного присоединения, направленные на повышение инвестиционной привлекательности. Однако МСП достаточно сложно принимать в них участие из-за перегрузки сетей или их отсутствия, а строительство собственных сетей и трансформаторной подстанции — дорогое мероприятие, которое может позволить не каждый, даже средний, бизнесмен. Кроме этого, льготное присоединение привело к тому, что часть доходов, выпадающих из-за льгот, компенсируются за счет остальных потребителей.

«Во-вторых, льготное техприсоединение усугубило проблему низкой загрузки электросетевой мощности, когда в условиях отсутствия ответственности потребителя за заявляемые объемы мощности фактическое потребление сетевой мощности оказывается значительно меньше присоединенной. При этом, несмотря на низкий уровень фактического использования сетевой инфраструктуры, расходы на ее содержание распределяются между всеми потребителями электроэнергии, исключая население», — говорят аналитики ЦСР.

Чем больше электроэнергии использует предприятие, тем больше повышается его зависимость от тарифов. Согласно результатам проведенного опроса ЦСР, доля затрат на электроэнергию у большого числа предприятий является значимой частью себестоимости производимых товаров и услуг и в целом для всех предприятий колеблется от 6 % до 20 % (в среднем около 8 %). Например, в некоторых предприятия сельскохозяйственной отрасли (теплицы) доля затрат на электроэнергию в себестоимости продукции достигает 30 %, для центров обработки данных — 50-60%.

В качестве решений, которые позволили бы снизить тарифную нагрузку на малый и средний бизнес, эксперты Центра стратегических разработок называют совершенствование программ адресной поддержки населения (снижение нагрузки от перекрестного субсидирования) и льготного техприсоединения предприятий, сокращение надбавок к тарифам, пересмотр методологии расчета тарифов.

«Мы видим проблему, она для нас понятна и очевидна. Это проблема связана не столько с абсолютным значением цены электроэнергии, сколько с динамикой ее изменения. Первый ключевой фактор — это мощность, которая растет в связи с надбавками, связанными со строительством генераций и в связи с региональными надбавками. По итогам 2020 года, впервые общая стоимость мощности на оптовом рынке превысила стоимость электроэнергии. Мощность стала больше 50% в структуре конечной цены, такого не было никогда. Более того, мы видим, что технологическая эффективность единой энергосистемы у нас поэтапно снижается. С 2011 года мы увеличили с 218 гигаватт до 246 гигаватт к 2019 году. При этом потребление за аналогичный период практически не выросло. Это привело к тому, что коэффициент использования установленной мощности энергосистемы с 53% в 2011 году упал до 50% в 2019 году. Все это ложится дополнительной нагрузкой на стоимость мощности и конечный тариф. Более того, с 2011 года, когда не рыночных надбавок не было вообще, то в 2020 году — это 124 млрд руб., прогноз к 2023 году — это 230 млрд руб.», — отмечает директор департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков.

По данным ФНС по состоянию на апрель 2021 г., в России зарегистрировано 5,78 млн субъектов МСП, включая ИП. В секторе МСП работают 27 % всех занятых в экономике (около 19,5 млн человек). Вклад сектора МСП в ВВП России по итогам 2020-го составил 20,2% (данные Национального рейтингового агентства), прогноз на 2021-ый – доля в 19,8%.

Ранее ДОЛГ.РФ также сообщал, что вопрос о необходимости пересмотра взыскания долгов по ЖКХ был поднят на полях Ялтинской энергетической конференции в рамках круглого стола, посвященного платежной дисциплине и финансовой безопасности. Участники мероприятия констатировали, что в условиях кризиса проблема роста задолженности по ЖКХ (которая, к сожалению, стала «традицией» и для граждан, и для бизнеса в РФ) обострилась. Уже сейчас эксперты видят угрозу ликвидации даже не отдельных компаний (в том числе в сфере энергетики), а целых цепочек контрагентов. В связи с этим возникает необходимость разработки новых механизмов работы с долгами — их реструктуризации, взаимозачета и передачи в специализированные долговые центры.

«Ситуация действительно близка к катастрофической. Кризис и пандемия привели к тому, что долги по энергетике выросли в два раза. Такого не было никогда. Если бездействовать, проблема перейдет на качественно новый уровень: будет снижаться финансовая устойчивость предприятий в энергетики, вплоть до ликвидаций. В итоге мы можем получить эффект домино: одно предприятие не заплатило, другое, третье, в итоге пострадала и вся цепочка, и весь энергетический сектор в целом, который, в свою очередь, напрямую связан с экономикой страны», — отмечал президент Ассоциации специалистов по работе с проблемными активами Ивaн Рыков.

Подробнее о теме новых механизмов взыскания долгов за услуги ЖКХ — в материале ДОЛГ.РФ «Долги за ЖКХ передадут в долговые центры?».

Справка:

Общественная приемная по санации и банкротству по Северо-Восточному округу г. Москвы

Профессиональная помощь юристов и антикризисных менеджеров.

Консультации, советы, реальная помощь бизнесу, попавшему в трудную ситуацию. Обратиться на «горячую линию» приемной — здесь.

Адрес: г. Москва, проспект Мира, д. 102 стр. 30

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"