Несанкционированных банковских операций стало почти в два раза больше

1653
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

По итогам первого квартала 2021 года число операций без согласия клиентов (ОБС) по сравнению с первым кварталом 2020-го выросло более чем на 40% — с 169,5 тыс. до 237,7 тыс. случаев, следует из данных, опубликованных Банком России. Общий объем операций за год вырос на 57% и по итогам первого квартала 2021 г. достиг 2,9 млрд руб. В ЦБ заявили — число подобных операций выросло из-за активного развития электронной коммерции и сезонности.

При этом существенно снизилась доля возвращенных средств: в первом квартале 2020-го показатель составлял 11,3% от объема, в аналогичном периоде этого года показатель снизился до 7,3%. Уменьшилась и доля использования социальной инженерии в несанкционированных операциях — с 64 до 56,2%.

Как отмечают в Банке России, число операций без согласия выросло в связи с активным развитием электронной коммерции, а также из-за сезонности — в январе отмечается традиционный рост обращений тех, кто стал жертвой злоумышленников во время предновогоднего ажиотажа. Так, большинство операций без согласия в первом квартале 2021 года пришлось на оплату товаров и услуг в интернете — 170,8 тыс. случаев (в 2020 г. — 123,6 тыс.). 48,3 тыс. операций пришлись на систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО) физлиц, 17,2 тыс. — на банкоматы, терминалы и импринтеры. Интересно, что более чем в 2,5 раза выросло число несанкционированных операций в системе ДБО юридических лиц — с 576 в первом квартале 2020-го до 1,5 тыс. в аналогичном периоде 2021 года.

Как следует из статистики Банка России, наибольший объем средств удалось возместить тем, кто попался на мошенничестве с оплатой товаров в интернете. В первом квартале показатель составил 879,2 млн руб. — порядка 18,9% от объема всех операций без согласия. Что касается систем ДБО физлиц и юрлиц, здесь цифры гораздо скромнее: гражданам удалось возместить 1,13 млрд руб., предпринимателям — 562,4 млн, что составило лишь 1,5% и 1,2% от похищенных средств соответственно.

Основная причина роста преступлений, связанных с несанкционированными транзакциями, это безнаказанность, уверена банковский аналитик Елена Чуфринова.

«Шутки про тюремные колл-центры — это, конечно, шутки, но, тем не менее, у полиции есть весь инструментарий, чтобы выявлять мошенников. И симки давно продают по паспорту, и локация телефона «снимается» с точностью до метра. Другой вопрос, что преступления эти мелкие, и особой славы на таком не заработаешь. Да и мороки с «высокотехнологичной преступностью» много. Вот и результат. Население, конечно, стихийно учится бороться с такими вещами. Снижение доли преступлений с использованием социальной инженерии об этом прямо говорит. Тем не менее, всегда будут группы недостаточно подкованных граждан, пенсионеры, например.

Единственным вариантом борьбы с подобными преступлениями является постоянное «выявление и наказание», - считает эксперт.

Ранее сообщалось, что в 2020 году телефонные мошенники заработали на обманах около 150 млрд руб. Примерно половина из них приходится на доходы псевдобанковских сотрудников и около 46,5 млрд руб. «заработали» фиктивные медработники. Тогда ЦБ выделил пять признаков, по которым можно распознать телефонных мошенников. Подробнее — в материале ДОЛГ.РФ «“Доходы” телефонных мошенников озадачили Центробанк».

Если вы столкнулись с произволом сотрудников коллекторских агентств, ФССП, МФО или банков, вы можете направить обращение на горячую линию ДОЛГ.РФ.

 

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"