Помогают ли счетчики сэкономить на ЖКУ?

2166
Время чтения - 4 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Органы власти, а также управляющие и ресурсоснабжающие компании мотивируют граждан устанавливать счетчики на электроэнергию, воду и газ. Основной мотив — возможность сэкономить на квартплате при бережном расходовании ресурсов. Однако не все граждане готовы отчитываться в объемах потребляемых ресурсов, предпочитая платить по законодательно установленным нормативам. Ведь в этом случае не нужно ничего считать, а «жечь» электричество и газ или лить воду можно сколько угодно. ДОЛГ.РФ узнал у экспертов, кому выгодно ставить счетчики?

Установка счетчиков электроэнергии позволяет оплачивать потребленный ресурс по стоимости в 1,5 раза ниже, чем по нормативам, говорит генеральный директор компании «Трансэнерком» Олег Шевцов. В случае отсутствия приборов учета к платежам за ЖКУ применяют повышающий коэффициент, что увеличивает размер счета. Это же касается и счетчиков воды. Еще в 2016 году на сайте мэрии Москвы подсчитали, что в месяц жители столицы за горячую и холодную воду платят 1188 руб. в месяц. После установки счетчиков расходы москвичей сократились в среднем до 600 руб. в месяц.

Счетчики за газ также выгодны населению. По подсчетам управляющей компании «ЖилКомСтандарт» (Пермский край), в зависимости от области проживания норматив на потребление газа составляет 10-13 кубометров в месяц, когда фактическое потребление ресурса в среднем составляет всего 2 кубометра. Поэтому, если представить, что цена кубометра газа составляет 5,5 руб., в месяц семье из 4 человек придется потратить 220 руб. Если бы они установили счетчик, их расходы на газ снизились бы до 44 руб.

Более того, с 1 июля 2020 года в России началась установка «умных» счетчиков, которые контролируют расходы ресурсов жильцами и сообщают, как можно было бы сэкономить на потреблении, а также самостоятельно передают показания в ресурсоснабжающие организации. В марте 2020 года заместитель министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко сообщала, что «умные» счетчики даже помогут планировать повседневные дела, например, включать посудомоечную или стиральную машину в ночное время, когда цена за электричество меньше. Вдобавок, если «умный» счетчик сломается, потребителю не придется нести расходы на его переустановку.

Наличие счетчиков повышает платежную дисциплину граждан, так как каждому жилому помещению насчитывается плата согласно показателям, подчеркивает генеральный директор компании «Трансэнерком» Олег Шевцов. По его словам, так гораздо сложнее накопить долг, особенно, если показатели регулярно проверяются контролерами. А в случае установки «умных» приборов учета показатели автоматически фиксируются в базе для последующей оплаты.

Эксперт напомнил, что в 2021 году изменился порядок поверки и замены электросчетчика. Если раньше эти функции находились в ответственности потребителя и оплачивались за его счет, то сейчас эти обязанности перешли к энергокомпаниям. Поэтому, в случае истечения срока эксплуатации прибора учета, необходимо подать заявление в компанию, поставляющую ресурс, для его замены. На выполнение каждой заявки сбытовым компаниям дается полгода. Если в течение этого срока счетчик не был заменен, то потребитель вправе требовать снижения оплаты за электроэнергию.

«Заменить счетчик в случае поломки или завершения срока эксплуатации можно и самостоятельно. Для этого необходимо написать заявление в энергокомпанию с указанием причины смены прибора, приобрести новый, дождаться специалиста ресурсоснабжающей организации, который зафиксирует снятие пломбы со старого прибора, и демонтировать счетчик. После чего установить новый прибор учета и пригласить контролера, который проверит установку и опломбирует счетчик», — говорит Олег Шевцов.
Также эксперт указал, что в случае, если прибор учета вышел из строя, а новый еще не установлен, оплата за потребленный ресурс начисляется по среднемесячному расходу. Если счетчик нуждается в поверке, и никаких видимых отклонений в его работе нет, нужно продолжать передавать показания электросчетчика ежемесячно до 25 числа. 

Ранее ДОЛГ.РФ рассказывал о заявлении экспертов касательно необходимости пересмотра взыскания долгов по ЖКХ на полях Ялтинской энергетической конференции в рамках круглого стола, посвященного платежной дисциплине и финансовой безопасности. Участники мероприятия констатировали, что в условиях кризиса проблема роста задолженности по ЖКХ обострилась. Эксперты видят угрозу ликвидации не отдельных компаний (в том числе в сфере энергетики), а целых цепочек контрагентов. В связи с этим возникает необходимость разработки новых механизмов работы с долгами — их реструктуризации, взаимозачета и передачи в специализированные долговые центры.

«Кризис и пандемия привели к тому, что долги по энергетике выросли в два раза. Если бездействовать, проблема перейдет на качественно новый уровень», — отмечал президент Ассоциации специалистов по работе с проблемными активами Ивaн Рыков.

Подробнее о теме новых механизмов взыскания долгов за услуги ЖКХ — в материале ДОЛГ.РФ «Долги за ЖКХ передадут в долговые центры?».

Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги