ЦБ просят запустить «большую стирку»

1288
Время чтения - 8 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Российские кредитные организации и иные финансовые предприятия направили регулятору свои инициативы по отмене ряда норм «антиотмывочного» законодательства. Так, например, игроки финансового рынка посчитали слишком затруднительным запрашивать у нерезидентов миграционные карты и определять конечных выгодоприобретателей мелких транзакций, а также платежей ЖКХ.

Свои предложения Банку России направили пенсионные фонды, страховщики, брокерские агентства, банки и иные участники рынка. Целью внесения предложений является «чистка» закона, отказ от устаревших требований в рамках «регуляторной гильотины», которая была инициирована ранее ЦБ РФ.

Предложения были представлены на обсуждение представителям ЦБ 16 октября и направлены регулятору. В общем счете бизнес-сообщество хочет отменить 27 норм, которые, по их мнению, усложняют исполнение «антиотмывочного» законодательства.

Регулятор уже начал рассмотрение и обсуждение предложенных идей по ПОД/ФТ в рамках рабочей группы по оптимизации регуляторной нагрузки. Об этом стало известно от пресс-службы регулятора.

 

Суть «регуляторной гильотины»

Ранее, в сентябре текущего года, сам Центробанк предложил участникам рынка проанализировать и оценить со своей стороны, какие из законодательных норм перестали быть актуальными и только мешают развитию бизнеса. Сделано это было с целью оптимизации и модификации закона.

Частично банковская «гильотина» повторяет реформу КНД и так же направлена на развитие и помощь бизнесу. В рамках проведения «чистки» регулятор намерен избавиться от 20 000 НПА, которые были введены еще во времена СССР и РСФСР.

Для решения данного вопроса в ЦБ РФ создана специальная рабочая группа. До конца текущего года она должна решить, какие нормы будут исключены из обихода. На данный момент регулятор получил только часть предложений от УК, брокеров и участников рынка платежных услуг.


Самые большие трудности у банков вызывает идентификация клиентов

В основном игроки финансового сектора хотят облегчить работу в отношении идентификации клиентов, а также уменьшить объем запрашиваемых у них документов. Просьбы отменить часть законодательных норм касаются не только главного закона о ПОД/ФТ, но и других связанных с ним указаний и положений регулятора.

Бизнес-сообщество попросило ЦБ пойти на уступки и разрешить не запрашивать миграционные карты у нерезидентов, а также разрешения на пребывание на территории нашей страны, в связи с тем, что установление подобной информации не относится к профильным задачам кредитных организаций. На получение подобных данных требуются существенные временные и трудовые затраты.

Также игроки просят изменить положение об установлении конечных выгодоприобретателей. Разумнее, по их мнению, будет прописать в законе минимальную сумму сделки, когда кредитные организации обязаны выявлять бенефициаров. За внедрение данной правки выступает Росбанк. Его представители посчитали, что в случаях оплаты учебы ребенка или коммунальных платежей за третьих лиц, вообще не имеет значения, кто получает окончательную выгоду.

Бизнес также против нахождения под действием законодательства о ПОД/ФТ инвестиционных советников. На данный момент они равны профессиональным участникам рынка ценных бумаг, соответственно, имеют те же обязательства по контролю транзакций клиентов, как и управляющие и брокерские компании. Однако инвестиционные советники сами не проводят за клиентов какие-либо операции, а значит получение части сведений о клиентах может оказаться для них затруднительным, например, данные о состоянии счетов.

Не хотят быть в рядах субъектов законодательства о ПОД/ФТ и страховые компании, которые не специализируются на страховании жизни своих клиентов или выдаче страховок, связанных с инвестициями. Инициатор исключения данной нормы акцентировал внимание на соответствии рекомендациям FATF.

Еще одно положение, которое хотят изменить страховщики из закона, – повышение порога страховых премий до 100 тыс. руб., которые можно перечислить клиенту, при этом не идентифицируя его. На сегодня, например, выплаты по договорам ОСАГО, в большинстве своем превышают действующий порог в 15 тыс. руб. Выплаты свыше подразумевают обязательную идентификацию клиента, а это крайне неудобно для игроков страхового рынка.

Соловьев Станислав, юрист, подчеркнул, что из-за завышенных требований 115-ФЗ и ЦБ РФ банковский и страховой сектор испытывают большую финансовую нагрузку при проведении ежедневных транзакций маленькими суммами. Все это требует большой нагрузки на комплаенс и службу безопасности организации. Именно с это целью банковский и страховой сектор стремятся снизить уровень нагрузки на систему проверки. 

«Проблема заключается в том, что основная доля платежей происходит от физических лиц. Избыточность требований регулятора при этом состоит в необходимости идентификации каждого из них, вне зависимости от характера транзакции: оплаты услуг муниципальных организаций, ЖКХ или покупок в интернете. Все это должно быть фактически одобрено комплаенс и СБ банка. Поэтому одним из предложений к ЦБ является увеличение суммы лимита, по которому не должна проводиться проверка, – отметил Соловьев. – Другой инициативой является исключение запроса документов у мигрантов. Технически документы об их легальном нахождении в стране должны быть у МВД, поэтому банку по сути нет необходимости устанавливать законность нахождения данного эмигранта на территории РФ и запрашивать у него документы, подтверждающие этот факт. Инвестиционные советники, в свою очередь, тоже всего лишь консультанты. Следовать или не следовать их совету – решает лицо, в собственности которого находятся средства. По сути их регулирование по 115-ФЗ бессмысленно. Лица, которые хотят обналичивать деньги, не обращаются к инвесторам».

Как отреагирует регулятор на просьбы бизнеса?

ЦБ в обязательном порядке рассмотрит все предложения от участников рынка. Регулятор будет анализировать идеи с позиции соответствия общей концепции «антиотмывочного» законодательства. Так, например, ЦБ точно не откажется от полной отмены идентификации, однако порог, при котором такая идентификация становится неотъемлемым элементом вполне может быть изменен.

Предложения страховщиков регулятор с большой доле вероятностей оценит неоднозначно. Решение дастся непросто, так как придется учитывать существенный объем мошенничеств в данном секторе. Кроме того, идеи страховщиков направлены прежде всего на соблюдение их интересов, а вовсе не интересов клиентов.

Проблемой могут стать транснациональные требования, которые регулятору не обойти. Вопрос об «облегчении жизни» бизнес-сообществу и снижении затрат на процедуру комплаенса поднимается уже давно, однако данный сектор рынка регулируется не только ЦБ РФ. Соответственно, далеко не все просьбы будут «услышаны».

В течении последних 16 лет РФ состоит в FATF (транснациональной Группе по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег). Отечественные ведомства и контролирующие органы обязаны выполнять требования FATF для минимизации рисков в целом для страны. Если регулятор ослабит процедуры, это может иметь негативные последствия при ближайшей проверке по данному сектору. Последняя проверка «антиотмывочной» системы была завершена FATF в текущем месяце. России настоятельно рекомендовали усилить контроль за международными операциями.

С другой стороны, глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в начале текущего года обещала бизнес-сообществу ослабить регламент, согласно которому действуют кредитные организации при выявлении сомнительных транзакций клиентов. Это как раз об устранении из законодательства устаревших оснований для отказа в проведении операций, однако изменения так до сих пор никто и не внес.

Представители банковской сферы тем временем призывают регулятор помочь сектору, потому что банки оказались буквально «зажаты» между интересами клиентов и требованиями ЦБ РФ. В ответ на это, Набиуллина заявила, что регулятор готов взять на себя часть функций по анализу благонадежности клиентов. Напомним, что ранее портал ДОЛГ.РФ рассказывал о том, что регулятор планирует перевести банки на новый механизм анализа клиентов по ПВР-подходу, а также о новой платформе, которая должна помочь банкам снизить риски отмывания доходов.

 

Зачем нужно «чистить» систему от устаревших норм?

Анна Григорьева, экономист и независимый эксперт, отметила, что в текущей ситуации силы законодательной и исполнительной властей направлены на реализацию национальных проектов и, в целом, на ликвидацию административных барьеров и излишней регуляторной нагрузки, в том числе финансового толка. Эта задача решается с помощью механизма так называемой «регуляторной гильотины».

«В финансовом секторе точно устарело положение ЦБ, которое требует предоставлять сведения о проведенных внебиржевых сделках. Для чего необходимо это положение, неясно, ведь та же самая информация дублируется в регулярной отчетности Банка России. В отношении новых положений также есть вопросы. Например, инвестор имеет право пополнять свой индивидуальный инвестиционный счет на один миллион рублей в год и исключительно в рублях, но не в валюте. Таким образом, закон о рынке ценных бумаг отбирает возможность зарабатывать на торговле иностранными ценными бумагами, – обратила внимание эксперт. – На сегодняшний день «антиотмывочный» сектор регулируется 9000 НПА различных уровней. Часть из этих требований сформировались еще во времена СССР и РСФСР. Сегодня они уже морально и технологически устарели, они содержат в себе ограничивающий потенциал и повышают риски для развития бизнеса. Практически все развитые страны ведут системную работу по очистке своей правовой системы от лишнего устаревшего «хлама». И наша задача – встать на эти рельсы и поехать вперед, избавившись как можно скорее от ненужного балласта».

По мнению Станислава Соловьева, на сегодняшний день лица, которые производят обналичивание денежных средств, на борьбу с которыми и направлен 115-ФЗ, ищут пути быстрого совершения операций.
«Те нормы, которые хотят исключить банки и страховые, не приносят быстрого и ощутимого обогащения. Они направлены больше на облегчение работы банковских и страховых организаций. Исключение их из законодательства на борьбу с «обналичкой» никак не повлияет, но простому человеку и бизнес сектору жизнь облегчит!» – подчеркнул юрист.

Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги