Ралли на биржевых рынках: стоит ли им верить?

Юлия Афанасьева о маркетинговых уловках и методах проверок их эффективности

4 минуты
Поделиться новостью:

США справедливо считается страной-создательницей техник продаж. И касается это не только распродаж в «Черную пятницу» или феномена Илона Маска. На биржевых рынках также происходят маркетинговые события, которые в профессиональной среде называют очень просто – ралли.

Сегодня компания «ФИНАМ» организовала вебинар на тему «Ралли конца года». Спикером мероприятия была Юлия Афанасьева, одна из самых успешных женщин-трейдеров в России, преподаватель учебного центра «ФИНАМ». Она рассказала, всегда ли работают маркетинговые уловки, и как нужно их проверять.

Ралли-предрассудки и пословицы в среде трейдеров

Поскольку сейчас конец года, Юлия Афанасьева сделала упор на самые распространенные ралли и предрассудки в трейдерской среде в ноябре-январе.

Ралли Дня Благодарения. День Благодарения – это американский праздник, проводящийся ежегодно в 4 четверг ноября. Биржевые рынки начали реагировать на этот праздник с 1995 года. Именно в эту дату может существенно измениться стоимость ценных бумаг, чтобы привлечь внимание инвесторов. В профессиональной среде даже существует поговорка: «Чтобы окупить новогодние подарки, нужно купить ценные бумаги на День Благодарения, а потом продать их на Рождество».

Декабрь – «бычий месяц». Конец года называют «бычьим», поскольку именно в этот период акции дорожают медленно, но верно, с «упорством парнокопытного». В 14 из 15 случаев конец цена активов к концу декабря превышает стоимость начала месяца.

Ралли Санта-Клауса. 5 дней до Нового года и 2 дня после него считаются периодом ралли Санта-Клауса. Стоимость ценных бумаг в этот период возрастает из-за начисления бонусов акционерам по итогам года, полной уплатой налогов и просто хорошим настроением. Сильно меняются и валютные пары: слабые валюты укрепляются, а сильные немного ослабляют позиции.

Декабрь – «черный месяц» для рубля. С 2014 года в среде трейдеров появилось своеобразное поверье, согласно которому рубль в конце года всегда является максимально слабым. И поэтому в декабре нужно активно скупать доллары, потому что российская Валюта обесценивается на глазах.

Эффект января Дональда Кайма. Котировки ценных бумаг небольших компаний сильно меняются в конце года, вызывая усиленный рост в январе. Связано это как с желанием инвесторов с небольшими финансами заработать на дешевых акциях, так и с намерением организаций снизить свое налоговое бремя к концу года. Эффект января обычно завершается на 4 торговый день первого месяца года.

Январский барометр Йеля Хирша. Этот принцип схож с известной пословицей «Как Новый год встретишь, так его и проведешь». Только здесь инвесторы оценивают результаты января и применяют его ко всему следующему году. Если в январе все сложилось благополучно, то можно ожидать роста в течение последующих 11 месяцев.

Барометр первой недели января. Аналогичен предыдущему барометру, только год оценивается не по результатам всего месяца, а лишь его первой недели.

Трейдер отметила, что список «поверий» можно продолжать бесконечно. В какой-то степени они продиктованы инвестиционным опытом, но ряд предрассудков возникает на пустом месте просто потому, что один трейдер «прогорел» на какой-то стратегии, и все сочли это явление закономерным.

Чему можно верить?

Юлия Афанасьева считает, что верить можно только цифрам и графикам. Трейдер самостоятельно проанализировала влияние ралли на биржевые рынки как в США, так и в России, и пришла к следующим выводам:

  • Поскольку сами ралли изначально являются американской маркетинговой уловкой, то логично, что на биржевом рынке США их концепции соблюдаются чаще. Например, исследуя ралли Дня Благодарения, выяснилось, что у 16 компаний действительно наблюдался рост. Но 8 эмитентов акций «прогорели», продав инвесторам неприбыльные ценные бумаги. Шанс заработка на ноябрьском ралли в итоге составил 50 %. При этом как рост цен, так и их снижение было существенным (в среднем +3,16 % у одной компании и -2,81 % у другой).

  • В России правила ралли действуют еще хуже. На День Благодарения в среднем прибыльными оказываются акции 14 организаций, а убыточными – 10 предприятий. Вероятность заработка – 29 %.

  • Исследование феноменов «бычьих» и «черных» месяцев показало, что это правило срабатывает лишь в половине случаев. Потому не всегда ожидание роста акций сопровождается их повышением, а закупка доллара в «черные» месяцы сопровождается спекуляционным заработком.

Юлия Афанасьева призвала инвесторов всегда проводить фундаментальный, технический и фактический анализы. Чтобы выявлять закономерности, она советует инвесторам вести дневники в excel-файлах, чтобы впоследствии понимать, куда «подует ветер». Ведение наблюдений в excel-файлах удобно тем, что трейдер всегда сможет посчитать любые значения с помощью формул. После как минимум 3 лет торгов выявлять закономерности станет проще, но в случае, если у инвестора перед глазами наглядная информация. Полагаться на свою память и интуицию в биржевых торгах не стоит.

Читайте также