Два года самозанятости: к чему привел налоговый эксперимент в России

В зоне риска за сотрудничество оказалось 0,59% компаний

3 минуты
Поделиться новостью:
Два года самозанятости: к чему привел налоговый эксперимент в России

Режиму налогообложения на профессиональный доход (НПД), иначе — режиму самозанятости, в 2021 году исполнилось 2 года. Владимир Мальцев, начальник Управления оперативного контроля ФНС, в рамках мероприятия «Налог на профессиональный доход: подведение итогов за 2 года эксперимента» рассказал, как власти пришли к необходимости создания этого режима, какие результаты он дал за годы применения и какие злоупотребления были обнаружены.

До внедрения НПД аналитики узнали, что в России потенциально может быть около 5 млн самозанятых. Внедрение нового налогового режима было нужно, чтобы добиться роста ВВП за счет выводов предпринимателей из тени и обеспечения устойчивости экономики. Также важно было сформировать бизнес-поколение «легального старта», поощрить развитие молодежной предпринимательской инициативы.

Владимир Мальцев рассказал, что проводился опрос около 9 тыс. человек из числа потенциальных самозанятых, чтобы выяснить, что им мешает легализоваться. Было названо 4 основные причины:

  • высокие налоговые ставки при низком уровне дохода;
  • большое количество формальных требований со стороны надзорных органов;
  • необходимость платить фиксированные страховые взносы при отсутствии прибыли;
  • необходимость ведения учета и предоставления деклараций, сложность в регистрации ИП.

Все вышеупомянутые проблемы были учтены властями при разработке режима НПД. Но одним из ключевых достижений начальник Управления оперативного контроля ФНС назвал не столько низкие ставки налога (4-6% для самозанятых), добровольное отчисление пенсионных взносов, а также отсутствие всякой отчетности благодаря приложению «Мой налог», а партнерские программы. Использование API стало главным новшеством проекта. Сейчас ФНС сотрудничает с крупными банками и различными электронными площадками, которые согласились автоматически передавать сведения о гражданах, держащих счета в финансовых организациях или работающих в различных агрегаторах (такси, доставки еды). Автоматическая передача информации смогла перевести налогообложение в «фоновый режим», а государственный контроль был внедрен в привычную для самозанятых среду.

«В настоящее время к API подключено 59 организаций. При этом 40% самозанятых регистрировались не через «Мой налог», а через партнеров проекта НПД. Также через партнеров ведется учет 35% доходов самозанятых», — рассказал Владимир Мальцев.

По итогам 2 лет эксперимента число самозанятых увеличилось до 2,3 млн, что равно 5,5 тыс. регистраций в день. За время действия НПД самозанятые сформировали свыше 346 млн чеков с суммарным доходом в 408 млрд руб. Средний чек услуги самозанятого — 1177 руб. Известно, что 50% плательщиков НПД успешно совмещают как трудовую деятельность, так и самозанятость. 40% граждан до внедрения режима не имели официальных доходов. При этом в 2020 году количество поступлений в бюджет увеличилось на 44% в сравнении с 2019 годом.

Однако ФНС находила и злоупотребления режимом НПД. Некоторые работодатели не принимали граждан на работу в штат, предпочитая экономить на найме самозанятых. ФНС активно вычисляет таких нарушителей путем анализа свыше 20 параметров. Ключевые из них:

  • возрастание числа сотрудников-самозанятых и сокращение тех, кто работает по ТК РФ;
  • выявление централизованного учета дохода самозанятых;
  • наличие связи заказчиков самозанятых с его бывшими работодателями;
  • обнаружение постоянных отношений с самозанятыми, высокая доля дохода от одного заказчика;
  • наличие периодичного графика выплат.

В будущем ФНС планирует внедрить искусственный интеллект для поиска компаний, злоупотребляющих НПД и не берущих граждан в штат. Однако по итогам 2020 года только 0,59% организаций из 237 тыс. попали в зону риска как злоупотребляющие самозанятостью. Из них только 4,4% были привлечены к ответственности в рамках камеральных и выездных налоговых проверок. 28% компаний прекратили сотрудничать с самозанятыми или снизили долю сотрудничества с ними. Деятельность 31% возможных нарушителей была признана легальной. Еще 36,6% компаний добровольно уточнили информацию по самозанятым.

Читайте также