НДФЛ на лайки: какие налоги платят блогеры?

16207
Время чтения - 8 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Блогеров пытались включить в единый реестр, их деятельность предлагали лицензировать, а в конце прошлого года депутаты выдвинули инициативу о вводе специального налогового режима.

Куда клонят власти и платят ли российские блогеры налоги, выяснил портал ДОЛГ.РФ.

В 2018 году сервис Epicstars проанализировал, как много денег уходит на рекламу, и вот, что у него получилось. Расходы рекламодателей на рекламу у лидеров мнений в мессенджерах и социальных сетях в прошлом году составили 5 млрд руб., а в текущем эксперты ждут увеличения показателя вдвое.

Ассоциация коммуникационных агентств привела другие данные: 203 млрд руб. было потрачено на размещение рекламы в интернете в 2018 году, из которых 6 млрд руб. пришлось на покупку рекламы у блогеров.

За первую половину 2019 года на рекламу у лидеров мнений было потрачено 60 млрд руб., по информации Admitad.

Любую статистику нельзя назвать точной, потому что часть рынка остается в тени. К теневым сегментам относится, например, репутационный менеджмент.

В любом случае значимость социальных сетей будет продолжать увеличиваться среди потребителей, а расходы на рекламу расти, как и доходы блогеров. Ключевыми платформами в ближайшее время являются Instagram и YouTube, скоро станет и Tik Tok — новая соцсеть, набирающая обороты. Последняя популярна пока среди подростков, но через несколько лет они превратятся в платёжеспособную целевую аудиторию.

По мнению Михаила Карпушина, директора по маркетингу платформы GetBlogger, человек волен делать всё, что угодно вести соцсети, становиться популярным. В этом аспекте ведение блога налогами не облагается. Но в тот момент, когда начинают регулярно поступать предложения от рекламодателей на обзоры, распаковки, мнения и т.д. или появляется иная коммерческая выгода, появляется и обязанность заплатить налоги. 


«Бесплатные» доходы

Донат — добровольное пожертвование от подписчиков блогера или стримера, которое перечисляется для поддержания и развития блога. По своему характеру это доход, который получен «в дар». Он не облагается налогом, потому что «даритель» не получил никакой выгоды со своего вложения, кроме удовлетворения собственной филантропичности.

Донаты освободило от НДФЛ государство, причем здесь не важен даже их размер. Правило распространяется и на ИП, потому что подарки не доход от предпринимательской деятельности. Главное, чтобы даритель не оказался близким родственником блогера.

Донаты даже не подлежат валютному контролю, то есть блогер вполне может получать такие подарки и в валюте, соблюдая при этом антиотмывочный закон. Иными словами, доход в валюте не должен превышать 600 000 рублей, и не должен направляться анонимом.

Однако российские законы не могут уберечь блогеров от внимания банков. Именно у них вполне могут возникнуть вопросы о природе появления постоянных переводов.

 

ИФНС «залетает» на стрим

Несмотря на право блогеров получать условно «бесплатные» доходы, налоговая служба уже напоминала в начале текущего года о необходимости заплатить налоги реальные. Любые доходы подлежат налогообложению, и доходы от ведения блога не исключение.

ИФНС предложило платить блогерам налоги по механизму уплаты фискальных сборов физическими лицами. Сумма НДФЛ в таком случае должна исчисляться блогером самостоятельно. Все взносы за текущий год уже должны быть уплачены. Декларацию за 2019 год необходимо сдать до конца апреля 2020 года, а налоги уплатить до 15 июля 2020 года.

Представитель платформы GetBlogger отметил, что часто рекламодатели не утруждают себя оплатой налогов, как и сами блогеры: чаще всего услуги оплачиваются переводом с карты на карту. Самый невыгодный вариант для платформ, работающих с блогерами, — это сотрудничество с последними как с физическими лицами. Так обязанность по уплате налога сверх полученного блогером дохода падает на юридическое лицо. Проще для всех, когда блогер становится ИП и платит 6% налогов по упрощенной схеме. Вариант с самозанятостью еще совсем сырой, поэтому пока популярностью не пользуется.

«Мы как компания полностью платим налоги за клиентов. С блогерами до 100 тыс. подписчиков работаем как с физическими лицами и сами платим за них взносы. Более крупные клиенты ведут учет самостоятельно через открытые ИП, но таких блогеров, к сожалению, пока не так много: порядка 7-10% от общего числа, зарегистрированных на платформе. При этом мы активно стимулируем клиентов получать статус ИП, для этого договариваемся с банками о создании специальных тарифов и направляем дополнительные предложения от рекламодателей сверх тех, что блогеры уже получают» — подчеркнул Михаил Карпушин.

 

Как вести блог и оставаться в рамках закона

Изабелла Атласкирова, юрист и генеральный директор «СааС проект» рассказала, как блогер может вести бизнес и оставаться в рамках закона:

«Налогом облагается получение дохода с блога за размещение рекламы. За это собственник блога получает денежное вознаграждение от рекламного агентства или напрямую от заказчика рекламы. Как и любой другой гражданин, блогер может подавать декларацию о доходах и платить 13% с полученного дохода как физическое лицо. Кроме того, если блоггинг является предпринимательской деятельностью, стоит оформить статус ИП. Тогда целесообразно платить УСН 6% и взносы в ФСС и ФМС. Налог может заплатить за блогера и заказчик публикации, если существует соответствующий договор: заказчик выступает в роли налогового агента, а блогер предоставляет данные паспорта, ИНН и СНИЛС. Блогеров могут причислить и к самозанятым. Так они смогут платить определенный небольшой налог».

Таким образом, у блогеров есть три варианта легализации доходов:

  1. Ничего не открывать и платить 13% от всех получаемых доходов. Этот вариант подходит новичкам в ведении блогов и тем, кто получает доход, но не постоянно.

  2. Если доходы поступают систематически, деятельность становится предпринимательской, поэтому по закону у блогера появляется обязанность открыть ИП. В данном случае уплата фискальных взносов будет вноситься в зависимости от выбранной системы налогообложения.

  3. Зарегистрироваться в качестве самозанятого и платить 4% от своих доходов. Ставка по налогу не будет меняться в течение нескольких лет, однако режим еще считается экспериментальным, доступен для четырех регионов России и может быть отменен.


«Охота» на бизнес в сети уже объявлена

Весь 2018 год налоговая служба вела «охоту на блогеров», которые ведут бизнес через социальные сети. Под видом тайных покупателей приобретала услуги, а в итоге предлагала приехать в инспекцию и дать показания по поводу уплаты налогов. Так, были пойманы создательница «тортпритона» и мастера по маникюру. О своих успехах налоговые органы даже отчитались на официальном сайте.

В начале текущего года возник прецедент и с инфобизнесом: СК возбудил два уголовных дела на Дмитрия Ладесова, блогера и создателя паблика «Типичный миллионер».

Блогера обвинили по статье о незаконном предпринимательстве и легализации дохода, полученного преступным путем. В 2015 году, по версии следствия, Ладесов организовал информационный бизнес через паблик во Вконтакте. В течение 2 лет блогер оказывал «образовательные услуги» для подписчиков, заработал и «отмыл» 6 млн руб. Указанные средства пошли на покупку квартиры.

СК также обвинил блогера в создании преступной группы, которая поддерживала бесперебойную работу пабликов в социальных сетях и продажу обучающих курсов. Теперь Ладесова ждет штраф в полмиллиона рублей или в размере дохода за три года, принудительные работы или даже лишение свободы на 5 лет.

Вполне вероятно, что налоговая служба может объявить рейд и нанять тайных покупателей и для «заказа» рекламы.


Блогеры против ФНС

Есть блогеры, которые основательно относятся к вопросу уплаты налогов. В 2013 году блогер Алексей Ульянов обращался в суд за разъяснением, в какой бюджет направляются уплаченные им налоги и как расходуются. Ульянов подозревал мэрию в нецелевом использовании выделяемых из бюджета средств.

В конце прошлого года в сети появился и быстро набрал популярность пост Дениса Грачева, который ведет свою страницу в Livejournal.com. Блогер публично признался, что последние пять лет живет за счет доходов от самозанятости, налоги не платил, не платит и делать этого не собирается. Причина аналогична: нецелесообразное использование налоговых средств государством и нежелание оплачивать чужие прихоти собственным трудом.


Налог на блогерство

В ноябре 2018 года в Госдуму на рассмотрение была внесена инициатива о вводе нового налога для блогеров. Смысл ее в следующем: страницы Instagram и Youtube регистрируются на юридическое лицо, блогер отражает в декларации все полученные от своей деятельности доходы и платит налог в размере 1%.

Заместитель председателя Госдумы по информационной политике указал, что такой механизм позволит защитить социальные сети от взломов и краж страниц. Предполагалось также, что такой подход позволит сделать молодежь социально активной и воспитать правильное отношение к государству.

Еще один плюс оформления аккаунтов социальных сетей на юридическое лицо — появление ответственности авторов за качество материала, который они размещают на своей странице, за ложную, недостоверную информацию, которую блогеры представляют в качестве рекламы.

Все крупные блогеры (от 200 000 подписчиков), которые берут за рекламу по несколько сотен тысяч рублей, уже давно на ИП. Вряд ли кто-то из закупщиков соглашается переводить такие крупные суммы «по-черному».

Более того, крупные бренды, которые приходят за рекламой, изначально выставляют условия о прозрачности сделок в рамках закона.

Однако, как налоговые органы собираются отслеживать доходы начинающих блогеров и как собираются разграничивать рекламу, которая приносит доход, от той, что происходит по бартеру или в качестве благодарности, пока не ясно.

«Я думаю, что специальный режим налогообложения вводить не будут, потому что есть уже два работающих процесса: ИП, где блогер на нормальных адекватных условиях может платить налоги, и самозанятость, когда сборы уплачиваются по максимально простой схеме» — подчеркнул Михаил Карпушин.

Изабелла Атласкирова также считает, что ввод специального налогового режима для блогеров маловероятен: 

«Это просто нецелесообразно, так как в этом случае можно будет говорить о введении особых режимов для каждого вида предпринимательской деятельности. Если блогер ведет предпринимательскую деятельность, он может выбрать уже один из существующих режимов налогообложения». 

Первые шаги на пути к законодательному регулированию рынка делают уже и сами блогеры. Так, часть блогеров-тысячников заключает договоры с продюсерскими центрами и биржами, которым проще отслеживать статистические данные по рекламе и декларировать их. В результате таких партнерских взаимоотношений на рынке могут сформироваться единые селлеры.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"