Результаты работы налогового мониторинга и перспективы его продвижения
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги05 апреля 2019 года прошел вебинар с участием замначальника управления Камерального контроля ФНС России Марины Крашенинниковой. Спикер рассказывала о том, как работает институт НМ (далее — НМ), в чем его преимущества и как присоединиться к программе.
НМ — это перспективная форма налогового администрирования и механизм добровольного соблюдения законодательства о налогах и сборах. Российская модель строилась на основании зарубежных аналогов.
Основные принципы НМ
1.Открытый диалог с фискальными органами предполагает доверие открытость и сотрудничество во взаимоотношениях между налогоплательщиками и фискальными органами.
2. Максимальная прозрачность для налогового органа. Основная задача НМ — это обеспечение обмена информацией на основе предоставления онлайн-доступа к данным учета налогоплательщика.
3. Уход от налоговых проверок. Переход от традиционных форм налогового контроля, таких как выездные и камеральные проверки, к более эффективному взаимодействию. Сейчас разрабатывается проект ФЗ, который позволит уйти и от проверок представления деклараций с возмещением и уточненных налоговых деклараций.
4. Получение мотивированного мнения фискальной службы относительно сделок состоявшихся и планируемых по спорным моментам отражения их результатов с отчетности. Только участники НМ могут воспользоваться данным инструментом.
5. Отсутствие пеней и штрафов. Добровольное уточнение обязательств по результатам мероприятий контроля и получения мотивированного мнения. При исполнении полученного мнения налогоплательщик освобождается от штрафов и пеней.
Сокращение периода налоговой проверки
Общий срок НМ — 1 год и 9 месяцев.
При выездных и налоговых проверках стандартные сроки налогового контроля достигают 5 лет и 1 месяца.
НМ позволяет выявить все риски и решить все вопросы, не дожидаясь результатов налоговой проверки, которая проводится постфактум через определенный промежуток времени.
Стратегия развития НМ
-
Удалённый доступ к системам крупнейших налогоплательщиков.
-
Совместный анализ возможных фискальных рисков и разрешение спорных моментов через рулинги.
-
Анализ и оценка действенности и продуктивности системы внутреннего контроля налогоплательщика (СВК).
-
Роботизация фискального контроля на основе стандартного файла налогового аудита.
-
Сертификация информационных систем (ИС) и криптопроверка подлинности и неизменности информации.
Развитие НМ
В 2014 году появился закон, который утвердил возможность проведения налогового контроля в форме мониторинга.
В 2015 году были представлены первые заявления.
В 2016 году был проведен мониторинг 7 организаций.
В 2017 — 21 компании.
В 2018 — 26 компаний.
В 2019 планируется провести мониторинг в 44 компаниях.
Потенциальные участники НМ
Крупнейшие налогоплательщики, соответствующие критериям:
-
Выплачивающие налоги свыше трехсот миллионов рублей
-
Получающие доходы свыше трех миллиардов рублей.
-
Имеющие активы свыше трех миллиардов рублей.
1 905 компаний по состоянию на 2019 год соответствуют этим критериям. В основном это организации, задействованные в добыче нефти и газа, металлургической промышленности, финансово-кредитной сфере, производстве, строительстве и торговле. Например, Лукойл, Газпром, Северсталь, Аэрофлот, ВТБ, Google, НТВ, МТС, Ростех и другие корпорации.
Этапы подготовки для вступления в НМ
-
Информирование налогового органа о намерении перехода на НМ.
-
Проверка готовности организации для перехода на НМ.
-
Подготовка “дорожной карты” для вступления в НМ.
-
Сбор пакета документов для вступления в НМ.
-
Анализ и оценка фискальным органом заявления и документов компании.
-
Решение о проведении НМ.
Готовность к переходу на НМ
1. Налогоплательщик должен соответствовать критериям Налогового кодекса:
-
налоги больше трехсот миллионов рублей.
-
доходы свыше трех миллиардов.
-
активы больше трех миллиардов.
2. Также учитывается окружение налогоплательщика:
-
Участие в консолидированной группе налогоплательщиков.
-
Сведения о взаимосвязанных лицах.
3. ФНС также обращает внимание на наличие открытых налоговых споров на стадии досудебного обжалования и после. При этом нет ограничения, что при наличии таких споров НМ невозможен.
4. У налогоплательщика должна быть техническая готовность к взаимодействию. Необходим онлайн-доступ к ИС и аналитическая витрина и (или) хранилище данных учёта и отчётности.
Подготовка “Дорожной карты”
-
Система обмена данными с фискальным органом
-
Система ведения налогового и бухгалтерского учета и формирования отчетности
-
СВК организации
-
Демонстрация и тестирование выбранного способа обмена информацией
-
Подготовка и фактическая подача пакета для вступления в НМ
Что нужно для вступления НМ
Вместе с заявлением подаются регламент информационного взаимодействия, положение о СВК, планируемые запросы мотивированного мнения.
Регламент обмена информацией должен содержать следующие данные:
-
О том, как будет осуществляться доступ фискальному органу к ИС организации
-
Функциональные возможности ИС
-
Работа с документами в ИС
-
Сведения об организационных формах и способах ведения бухгалтерского учёта
-
Структура раскрытия показателей налоговой отчётности
-
Порядок и сроки внесения изменений в регламент обмена информацией в случае изменения налогового законодательства.
Взаимодействовать можно 3 способами: через удалённое рабочее место, аналитическую витрину данных или обмен по ТКС через оператора ЭДО.
Система внутреннего контроля
Контрольная среда должна учитывать вовлеченность собственника, распределение полномочий и компетенции персонала. Кроме того, в рамках системы должны быть разработаны стандарты по выявлению и устранению рисков, матрицу рисков и контрольных процедур и их документирование.
Контрольные процедуры четко описываются в системе и документируются. Также должны быть установлены критерии оценки и соотношение ручных и автоматизированных контрольных процедур. Оценка средств контроля производится через оценку уровня СВК, фиксацию результатов и совершенствование.
Совместная оценка рисков в НМ
При создании плана проведения мониторинга фискальный орган формирует карту рисков отрасли, риск-профиль с учетом специфики бизнеса и матрицу рисков для высокорискованных операций. При этом большинство рисков раскрывается самими участниками НМ по той причине, что предприниматели намного лучше знают свою деятельность, чем фискальные органы.
План проведения создается исходя из объекта проверки, критериев и уровней риска. Для контроля назначается ответственное лицо.
Основания для составления мотивированного мнения
Мотивированное мнение выдается по запросу налогоплательщика при его сомнениях или неясности правильности исчисления фискальных и страховых платежей. выдается в течение 1 месяца с момента регистрации запроса. Срок увеличивается еще на месяц при необходимости истребования документов.
Мотивированное мнение может быть выдано по инициативе налоговой при наличии факта неправильного исчисления фискальных и страховых платежей и взносов. Выдается не позднее 3 месяцев до окончания процедуры мониторинга.
4 преимущества НМ
-
Сокращение трудозатрат на проведение налоговых проверок на 30%
-
Прощение количества истребуемых документов
-
Снижение резервов по неопределенной налоговой позиции на 48%
-
Быстрое закрытие периода и сокращения сроков проверки примерно в 3 раза