Опрос ДОЛГ.РФ: А вам чего в налогах не хватает?

3040
Время чтения - 8 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

«Деловая Россия» провела опрос предпринимателей из сферы малого и среднего бизнеса, в ходе которого выяснилось, что 85% опрошенных выступают за изменение налогового законодательства в России. При этом 100% опрошенных заявили, что в первую очередь следует пересмотреть уголовное законодательство в части налоговых «составов» преступлений. ДОЛГ.РФ решил узнать у экспертов, каких изменений в налоговом законодательстве ждут они?

Дмитрий Ряховский, доктор экономических наук, руководитель департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ:

— Первый пункт — это упорядочивание сроков налоговых проверок и процессуальных сроков обжалования актов и решений налоговых органов. Установленные процессуальные сроки позволяют «растянуть» выездную проверку на год, еще до года может занять составление акта о ее результатах и досудебные разбирательства, и все это не будет нарушением прав налогоплательщика. Если к этому прибавить время на судебные баталии, уголовное преследование и банкротство, то период неопределенности растягиваешься до 3-5 лет, в течение которых бизнес работает на войну с государством и не занимается развитием. Все инвестиционные процессы в 99.9% случаев замораживаются в момент начала выездной проверки.

Второй пункт — сопряжение налогового и уголовного законодательства в части единообразия подходов к определению величины ущерба и особенностей его взыскания и погашения. Типичный пример в настоящее время: пришла налоговая проверка, доначислила 120 млн, предложила налогоплательщику ее доплатить, он ее чисто физически не смог «потянуть». Материалы передаются в Следственный комитет (СК РФ), который возбуждает уголовное дело. Следователь обязан отправить материалы на экспертизу, чтобы оценить ущерб государству. В УК РФ он считается исходя из действительных налоговых обязательств, и в нашем примере ущерб составляет уже 65 млн. И получается коллизия: даже если налогоплательщик сможет возместить эту сумму, то в налоговой он все равно будет должен разницу, и она будет ее взыскивать. При этом, налоговая реконструкция также возможна в налоговом споре, однако, это уже дело налогоплательщика. Получается, что за одно и тоже деяние у нас предусмотрена разная ответственность. Нередки случаи, когда ФНС не видит налоговых нарушений, однако СК РФ видит и возбуждает уголовное дело.

Также логично переписать всю общую первую часть НК РФ с учетом реальной правоприменительной практики и цифровизации процессов налогового администрирования, так как она морально устарела. Написанный в 1998 году текст, действующий с 1999 года не совсем соответствует современным реалиям. К тому же, по ряду вопросов правоприменительная практика идет совершенно другим путем, что порождает у бизнеса налоговые ошибки.

Одной из задач ФНС России, указанной в Публичной декларации целей и задач на 2021 год, является побуждение налогоплательщика на добровольное уточнение своих налоговых обязательств. Необходимо законодательно закрепить возможность медиативного урегулирования налоговых споров, в том числе на допроверочной стадии.

И, наконец, самое главное. Цифровой лидер России — это ФНС. Используемые инструменты налогового администрирования поставили крест на многих моделях агрессивной налоговой оптимизации. Бизнес это понимает и выходит из тени, например, по НДС. Однако, несмотря на работу бизнеса в полностью правовом поле в 2021 году, у налоговых органов имеются вопросы к 2018-2020 годам. В случае проверки и доначислений бизнес перестанет существовать.

В этой связи актуален вопрос налоговой амнистии за период до 2020 года включительно и установления моратория на контрольные мероприятия в отношении конкретных организаций в случае единовременной уплаты фиксированного платежа от 1 до 10 млн руб. Платеж может быть дифференцирован в зависимости от финансово-экономических параметров и величины бизнеса. Это позволит одномоментно не только пополнить бюджет, сэкономив на администрировании, но и решить огромный круг задач, которые положительным образом повлияют на деловой климат.

Наталья Демченко, председатель комитета по налогам московской «Деловой России», генеральный директор ООО «Региональная юридическая компания»:

— Деловое сообщество поддерживает пересмотр налогового законодательства в части уголовного преследования бизнеса. Вот сейчас освобождают от НДС ресторанный бизнес, чтобы он вышел из тени и обелился. Но если предприниматель соберет в одну компанию ранее разрозненные бизнесы, то автоматом получит обвинения в дроблении бизнеса и аффилированности, доначисление налогов и вдобавок уголовное дело. Поэтому нужно существенно сокращать сроки давности по налоговым статьям УК.

Кроме того, пора перестать смотреть на Налоговый кодекс только как на инструмент по пополнению бюджета. Во всем мире налоговая политика активно используется для стимулирования развития той или иной отрасли. В России есть отличный кейс с налоговыми льготами IT-компаниям, которые позволили серьезно развиться данному сектору. Поэтому налоговый инструментарий можно использовать для решения самых разных проблем.

Так, Владимир Путин в своём выступлении на ПМЭФ поднял проблему инвестирования дивидендов внутри страны. Пока к этой цели идут, повышая налоговые сборы за перевод этих средств за рубеж. Но можно же расширить и упростить практику предоставления инвестиционного налогового вычета. Это будет серьёзным стимулом для инвестиций.

Ещё пример: у нас постоянно жалуются на сложности с поиском работы молодыми специалистами. С одной стороны, молодежь с её свежим взглядом на вещи всегда востребована, с другой - не каждый предприниматель готов тратить изрядное время на встраивание неопытных сотрудников в рабочий процесс. И тут компании можно простимулировать: ввести для молодых специалистов сниженные (на 50%, к примеру) ставки социальных страховых взносов. Это сравнительно небольшие деньги для экономики. Зато взамен мы получим очень сильный положительный социальный и экономический эффект.

Вадим Винокуров, председатель Общественного совета в УФНС России по Московской области, председатель отделения «Российского союза налогоплательщиков» по Московской области:

— Ряд изменений, которые ожидаются и готовятся к внесению в налоговое законодательство, были озвучены на Петербургском международном экономическом форуме. Суть этих изменений очень простая: налоговый кодекс написан более 20 лет назад, он не отвечает тем цифровым реалиям, которые существуют сейчас. Поэтому налоговая (ФНС) хочет учесть эти цифровые реалии в готовящихся реформах. Тут вариантов очень много, я могу только предполагать, конкретной информации нет, но ФНС уже озвучила некие направления работы. Вероятно, станет обязательным Личный кабинет налогоплательщика. Тогда снимется целый ряд вопросов, касающихся оповещений налогоплательщика (те же штрафы). Кроме этого, через этот кабинет предполагается рассчитывать налоги для плательщиков. Но это будет работать эффективно тогда, когда этим кабинетом будут пользоваться все. Кроме этого – цифровые подписи, электронный документооборот. Предприниматели часто отмечают, что приходится много времени и сил тратить на сканирование, оформление и подписание документов. Легализация электронного документооборота значительно упростит этот процесс.

Что касается налоговых ставок, то их, как мне известно, повышать никто не планирует. Сейчас основные силы направлены на повышение эффективности работы, чтобы охватывать как можно большее количество плательщиков и качественнее собирать налоги, при этом не трогая ставки сами по себе.

И третий момент, который происходит сейчас в системе, это понимание роли налоговых органов. Предполагается переход к концепции, при которой ФНС будет помощником при расчете налогов. Увеличивается объем информации, который сегодня получает ФНС, а значит в скором будущем она получит реальную возможность рассчитывать сумму налогов для плательщиков. Это глобальное изменение. Сейчас бухгалтерия ведет три вида учета: налоговый, операционный и формальный. Если ФНС будет сама заниматься расчетом налогов, нагрузка на бухгалтерию значительно снизится. Также вообще исчезнет понятие проверок. Если налоговики сами рассчитали, плательщик уточнил спорные момент и произвел уплату — проверять по сути нечего.

Ольга Киселева, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ):

— В первую очередь, для игроков фитнес-индустрии важно налоговое законодательство, связанное с налогами на Фонд оплаты труда (ФОТ). Так, в феврале 2021 года на встрече с Госдумой и ФНС АОФИ вышла с предложением снизить страховые взносы для всех субъектов фитнес-индустрии. Сегодня доля ФОТ в расходах компании достигает 45-50%. Согласно ФЗ 102-ФЗ от 01.04.2020 доля выплат работникам страховых взносов для МСП составляет 15%, а у крупных сетей эта доля составляет 30%. Такая нагрузка на бюджет наиболее пострадавшей в 2020 году отрасти не позволяет ей сегодня быть устойчивой.

Леонид Костюк, владелец сети магазинов мужских костюмов Agentman:

— Самая большая проблема — когда чиновники, далекие от бизнеса, пишут для него законы. Мы много говорили о том, что фактически ЕНВД полноценно так и не заменили, патент — это совершенно другое, менее комфортный вариант. Выросло число неналоговых платежей — на нас легло обслуживание касс, изменения в этих кассах, постоянные фискальные ограничения через них, туда же включается маркировка, которая для нас является сложным предметом. Мы маленькие, и для того, чтобы торговать помимо костюмов обувью и пальто, мы должны заниматься маркировкой, в которой необученному человеку очень сложно разобраться.

Очень сильно ограничивают высокие страховые взносы на зарплату: мы не такие большие, чтобы платить по 30-40% от фонда заработной платы (ФОТ), это очень сложный налог для нас. И как только появляется зарплата сотрудников, нам нужно нанимать бухгалтеров, что увеличивает затраты и является еще одним стоп-фактором расширения бизнеса.

Пересмотр налоговых составов я полностью поддерживаю. С помощью уголовного преследования «отжимают» бизнес и сажают на серьезные сроки, так как находят поводы добавить к обвинениям «организованную группу» — помимо владельца, могут участвовать и бухгалтер, и менеджер.

Всегда найдется повод, чтобы оштрафовать предпринимателя. Правила должны быть едины для всех во всех регионах, и нужно сократить число проверок. Например, при открытии магазина я отчитываюсь перед администрацией и ФНС о выполнении их требований, и они не ходят ко мне хотя бы 3-5 лет. Они не дают жить, постоянные изменения в административной и уголовной ответственности — просто нет возможности их все отследить. Например, из последнего: легкий доступ для инвалидов со штрафами до 250 тыс. руб. без права на устранение нарушения. И не все это знают. Я не хочу работать бухгалтером или юристом, я хочу заниматься бизнесом.


Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги