Правительство просят притормозить с налоговыми реформами

1914
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

О необходимости притормозить с налоговыми реформами в интервью «Известиям» заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он попросил правительство в течение шести лет не принимать никаких кардинальных налоговых новаций. По его мнению, долговременная пауза благотворно повлияет на развитие бизнеса, который сможет работать, не опасаясь неожиданных дополнительных отчислений. С главой Счетной палаты согласны и эксперты, они отмечают, — частые реформы дестабилизируют предсказуемость экономической ситуации в РФ, на которую итак отрицательно влияют пандемия и санкции.

«Правительство после повышения НДС и ряда других налогов в 2018 году заявило, что на этом останавливается, объявив мораторий на повышение налогов на шесть лет. Это очень важно для инвесторов, которые, просчитывая свои проекты, должны понимать, что на ближайшем горизонте не будет изменений, чреватых дополнительными издержками. Изменение, даже самое мелкое, всех нервирует», — сказал Алексей Кудрин.

Непреложно следовать своему обещанию у федерального центра не получилось. Например, в 2021 году были внесены изменения, касающиеся налога на добычу полезных ископаемых (отмена нескольких льгот на экспорт нефти), а также подоходного налога (введение повышенной ставки для граждан с доходом свыше 5 млн руб. в год). Эти изменения глава Счетной палаты называет «минимальными из тех, которые могли бы быть», и призывает правительство на них и остановиться.

Эксперты, опрошенные ДОЛГ.РФ, считают заявление Алексея Кудрина справедливым: бизнесу, итак пострадавшему от пандемии и санкций, нужна передышка, хотя бы по части налогообложения.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев подчеркивает, что стабильность, в том числе и в законодательстве, — основа основ любого бизнеса. Начиная свое дело, предприниматели хотят быть абсолютно уверенными, что правила игры не будут меняться. Именно поэтому, как указывает эксперт, в наиболее развитых экономиках мира основы систем налогообложения не меняются десятилетиями.

«Если меняются ставки, то, как правило, без перемен в иных значимых аспектах, связанных с налогообложением (к примеру, в США сейчас существенно поднимают налоги для бизнеса. Аналогичные меры, но уже по введению единого налога для всей ЕС, рассматриваются и в Европе. Но речь только о ставках). У нас же, начиная свое дело, никогда не знаешь, ни что будет через год, ни что будет через месяц. А уж загадывать на 10 лет вперед и вовсе бесполезно. И речь не о ставках как таковых. Вводятся новые виды налогообложения, акцизы, квоты, сборы и т. д.», — говорит аналитик.

В качестве примера он приводит ситуацию с дорожным налогом, который владельцы транспортных средств, по сути, платят трижды — «на лошадиные силы», в качестве акцизов на топливо (закладываются в стоимость компаниями-поставщиками) и в рамках системы «Платон». Или квоты и повышенные пошлины для экспортеров зерна, которые ударили по сельскохозяйственному сектору. Алексей Коренев отмечает, что такая позиция федерального центра — не правила игры, а «тетрис, где не успеваешь отследить, какой новый налог прилетит завтра сверху». Остановка налоговых реформ на паузе, по словам эксперта, особенно необходимым на фоне пандемии, которая нанесла существенный урон бизнесу.

Заместитель директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная полагает, — если правительство ожидает инвестиции и развития экономики в постковидный период, ему необходимо притормозить с налоговыми реформами. Комментируя главный аргумент сторонников новаций о том, что налоги в РФ гораздо ниже, чем в Европе, Татьяна Школьная отмечает, что такое сравнение — некорректно, целесообразнее проводить его со странами БРИКС и ближайшими соседями. И в такой ситуации отечественное налоговое поле уже не будет выглядеть так привлекательно.

«Однако, утверждать, что ситуация с налогообложением в России находиться в какой-то чрезвычайно непростой зоне, пожалуй, не стоит. Безусловно, есть масса направлений доработки как налоговой системы, так и собственно системы налогового администрирования, но опять-таки соглашаясь с выводами Алексея Кудрина, донастройку налогообложения стоит проводить без резких решений и без ужесточения налогового поля в ближайшее время», — говорит эксперт.

Заместитель декана по научной работе Экономического факультета РУДН Елена Григорьева также обращает внимание, — сравнивая Россию с Европой, не стоит в качестве единственного критерия оценки брать величину налоговых ставок. Необходимо учитывать многообразие режимов, льгот, представленных в других странах. И при таком подходе ситуация будет совершенно иной.

«Общая налоговая нагрузка на бизнес составляет 46,2% (рассчитывается как отношение фискальных платежей к прибыли до уплаты налогов). Для сравнения в Великобритании 30,6%, в США 36,6%, в Германии 48,8%, в Китае — 59,2%. Таким образом, так называемое «налоговое давление» на бизнес в нашей стране вполне сопоставимо с европейскими странами», — говорит Елена Григорьева.

Согласно данным Мирового банка и PwC, которые приводит эксперт, в России наибольшая составляющая — это налоговая нагрузка по налогам с заработной платы 36,6%, как и в Китае — 46,2%. В Германии по налогу на прибыль и по налогам с заработной платы примерно одинаковый уровень — 23,2% и 21,5% соответственно. В США преобладает налоговая нагрузка по налогам на прибыль 20,7%, налоги с заработной платы составляют 9,8%.

Ранее компания Ifors Reseach опубликовала результаты исследования, в рамках которого предприниматели оценивали деловой климат в России. 57% участников этого исследования отменили, что считают налоговую нагрузку на их бизнес излишней.

 

Справка:

Общественная приемная по санации и банкротству по Северо-Восточному округу г. Москвы

Профессиональная помощь юристов и антикризисных менеджеров.

Консультации, советы, реальная помощь бизнесу, попавшему в трудную ситуацию. Обратиться на «горячую линию» приемной — здесь.

Адрес: г. Москва, проспект Мира, д. 102 стр. 30

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"