Бизнес меняет выездные налоговые проверки на открытую экосистему

2317
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

В конце прошлого года в качестве одной из перспектив развития налогового законодательства называли тренд на использование крупными компаниями новой формы налогового контроля — налогового мониторинга. Компании раскрывают ФНС данные своих учетных систем и не получают сплошную выездную налоговую проверку. Однако требования для применения налогового мониторинга были очень высоки, что исключало возможность его применения большим количеством компаний. Данный вопрос являлся довольно актуальным и вызвал снижение ранее установленных критериев и, как следствие, увеличение количества потенциальных участников налогового мониторинга.

Результаты использования налогового мониторинга были охарактеризованы ФНС положительно, в связи с чем в Госдуме в первом чтении был принят законопроект о его дальнейшем развитии. Начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова сообщила, что в течение 2021 года прогнозируется увеличение количества участников обозначенной формы контроля практически в два раза — плюс 100 компаний к 95, которые его уже применяют.

Особый интерес к налоговому мониторингу проявляют иностранные компании. Это связано с тем, что для них понятен такой формат взаимодействия с налоговой службой, в виду его соответствия международным стандартам Cooperative Compliance с возможностью получения мотивированного мнения и заключения соглашений о ТЦО.

Развитие применения налогового мониторинга в РФ связано с принятием Концепции развитии налогового мониторинга, которая состоит из нескольких этапов.

Первый состоял в принятии законопроекта, предусматривающего снижение суммовых критериев для актуализации возможности применения налогового мониторинга: сумма уплаченных налогов должна составлять 100 млн руб., а доходы и активы — не менее 1 млрд руб.

За налоговым органом закрепляются полномочия по разработке требований к информационным системам, а также улучшается процесс направления требований и уведомлений при выявлении им расхождений. Отдельно стоит отметить, что законопроектом предусмотрен аналогичный заявительному порядок получения возмещения по НДС и акцизам, но без банковских гарантий и поручительств. После сдачи декларации вернуть деньги в оборот будет возможно по истечении 5 дней.

Далее планируется развивать сервисную составляющую, чтобы обеспечить самостоятельное взаимодействие между системой налоговых органов и системами налогоплательщиков без участия человека. Планируется также автоматизировать процесс проведения встречных проверок, чтобы необходимые данные по запросу налогового органа обрабатывались и собирались системой налогоплательщика и отправлялись автоматически.

Концепцией предусматривается запрет территориальным налоговым органам на блокировку счетов участников налогового мониторинга в силу унификации центра совершения действий с налогоплательщиком.

Еще одним важным нововведением в налоговом мониторинге является совместная оценка рисков. Здесь предусмотрено три сервиса, каждый из которых создан для того, чтобы облегчить работу налогоплательщика. Так, первый сервис представляет собой своего рода библиотеку рисков, созданный для их самостоятельного нахождения и нивелирования. Второй — стандартизация контрольных процедур, который предоставляет налогоплательщику набор стандартных рекомендованных контролей, которые могут быть реализованы. Третий сервис позволит путем ответов на конкретные вопросы получить оценку по каждому критерию организации внутреннего контроля и ее расшифровку при необходимости повышения. Отдельным плюсом выступает возможность сравнения своих показателей с показателями других компаний, что является актуальным для больших групп и позволит сделать единой ту или иную отстающую функцию, например, блок автоматизации контрольных процедур.

Таким образом, цель налоговых органов в развитии налогового мониторинга состоит в создании автоматизированной цифровой экосистемы для его проведения. Со своей стороны, налоговики предоставляют бизнесу эффективную, единообразную и бесплатную программу развития, снимая с последнего обязанность по развитию собственных систем внутреннего контроля, бухгалтерии и налоговой функции. Налоговые эксперты предполагают, что участие в налоговом мониторинге направлено на выстраивание надежных партнерских отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"