Детектив СПАРК: проверить контрагента и не попасть в категорию «неосмотрительных»

2453
Время чтения - 9 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Сегодня, 26 февраля, состоялся вебинар Учебного центра «Интерфакс» на тему «Подтверждение финансово-хозяйственной деятельности компании». Спикером мероприятия был Андрей Захаров, кандидат экономических наук, директор по развитию проекта СПАРК группы «Интерфакс». Эксперт рассказал, как правильно выбрать контрагента для сотрудничества, чтобы, во-первых, компании, предприниматели и обычные граждане не понесли убытков, а во-вторых, чтобы не возникало вопросов у Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ.


Почему нужно проверять контрагентов?

Андрей Захаров выделил две категории рисков, которые могут наступить, если не заниматься проверкой контрагентов: кредитные и налоговые. Если сотрудничать с другими предпринимателями и компаниями, веря в их добросовестность, могут наступить следующие кредитные риски:

  • безнадежная дебиторская задолженность – ситуация, когда взыскать долги невозможно, поскольку у контрагента нет делового оборота, имущества, отсутствует актуальная информация о руководителе, которого можно было бы привлечь к субсидиарной ответственности и, как следствие, крупные убытки;

  • необходимость увеличения объема резервов, что может спровоцировать трудности получения кредитов в банках, поскольку финансовое состояние бизнеса ухудшилось из-за недобросовестности контрагента;

  • снижение стоимости ценных бумаг – если организация сформирована в виде акционерного общества, то судебные тяжбы с деловыми партнерами, риски финансового краха обязательно скажутся на стоимости активов на бирже;

  • срыв сроков исполнения обязательств в заключенных договорах – одна невыполненная сделка может повлиять на все остальные, в итоге с фирмой или предпринимателем просто не захотят сотрудничать, и бизнес начнет простаивать, а то и вовсе будет подлежать ликвидации;

  • высокие транзакционные издержки;

  • возможность стать жертвой мошенничества.

Самый главный налоговый риск – невозможность получения вычетов по налогу на добавленную стоимость (НДС). Если ФНС РФ сочтет контрагента фирмой-однодневкой или техническим юридическим лицом, то предприниматель или организация не смогут получить вычет по НДС, поскольку и сделки будут признаны формальными. Вдобавок, есть риск признания определенные сделок налоговым правонарушением, а в худшем случае – преступлением, если будет доказана аффилированность деловых партнеров. А спорить с ФНС РФ на практике очень сложно.



Традиционные способы проверки

Андрей Захаров рассказал о традиционных способах проверки, которыми пользуется большинство участников делового оборота. К ним относятся:

  1. Проверка на «массовость». Нужно выяснить, не зарегистрирован ли директор в реестре массовых руководителей. Аналогично и с адресом, а в некоторых случаях и с телефоном. Спикер рассказал, что сейчас ФНС РФ постепенно побеждает феномен «массовости», особенно в части руководителей. Директора, которые оставили свою компанию «умирать», не закрыли юридическое лицо в соответствии с законом, впоследствии или с трудом, или не допускаются в бизнес вовсе. Сейчас недобросовестных руководителей благодаря новым критериям фискального органа становится меньше. Также эксперт отметил, что из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) сейчас исключается больше компаний, чем регистрируется.

  2. «Минимальная комплектация». Субъектов делового оборота должно насторожить, если в компании размер уставного капитала равен определенному в законе минимуму. Также подозрения могут вызвать ситуации, когда учредителем и руководителем юридического лица выступает один и то же человек.

  3. Смена значений. Опасения вызывают ситуации, когда в компании меняется собственник совместно с руководителем, происходит частая смена директоров, а также переезд организации с одного региона в другой. Нередки ситуации, когда при смене собственников, руководителей или региона юридическое лицо меняет и сферу деятельности. Например, раньше оно выращивало зерно, а теперь продает запчасти. Из-за этого существует риск, что компания, которую заказчик вроде как знал, фактически становится абсолютно новой организацией. И пытаться взыскать долги и договориться с новыми учредителями или директорами – дело почти невозможное.

  4. Отсутствие «признаков жизни». К ним можно отнести отсутствие контактной информации для связи с предпринимателем или компанией, отсутствие публичной отчетности в Росстате или ФНС РФ.

  5. Вхождение в рисковые списки. Сейчас существует три основных портала для проверки контрагентов. Это ФНС РФ, Генеральная прокуратура РФ, а также Реестр недобросовестных поставщиков в рамках муниципальных или государственных закупок. К ним обращаться стоит в первую очередь.

  6. Недостоверность сведений в ЕГРЮЛ. Если в реестре присутствует информация о том, что ряд содержащихся в нем сведений о компании недостоверен, то следует задуматься о том, стоит ли сотрудничать с таким контрагентом.

  7. Проблемы в группе. Нередко выстраивается сотрудничество с организацией, у которой есть материнские или дочерние компании. Если у холдинга есть проблемы (например, одна из фирм обанкротилась), то есть основания предполагать, что у него финансовые проблемы. Особые опасения вызывает несостоятельность материнской компании: с большой вероятностью ее «дочки» тоже будут обанкрочены в ближайшее время.

  8. «Плохая» история руководителя / учредителя. Их необходимо либо проверять в реестрах, либо находить личную информацию в ручную. Можно воспользоваться и «сарафанным радио» и спросить у своих надежных деловых партнеров, знают ли они конкретного предпринимателя или компанию, их руководителей, учредителей, не было ли с ними скандалов.

Это основная информация, которую нужно проверять по каждому контрагенту перед заключением сделки.


Неклассические способы проверки

Более осторожные участники делового оборота вряд ли обойдутся только традиционными способами проверки. По факту они почти ничего не говорят о контрагенте: это лишь сбор формальных данных. Куда важнее обратить внимание на практические аспекты жизни предпринимателя или организации, чтобы оценить перспективы сотрудничества с ними. Андрей Захаров подробнее остановился именно на неклассических способах проверки:

  • Арбитражные дела. Анализ количества судебных разбирательств и сумм претензий чем-то напоминает сбор информации на биржах. В зависимости от срока существования компании, рекомендуется взять информацию из картотеки арбитражных дел за последние 5 лет. Если при анализе обнаружится тенденция к увеличению числа судебных разбирательств и сумм долга, то можно судить о неблагонадежности контрагента. Но только в том случае, если фирма или предприниматель существенно не нарастили обороты и не обзавелись новыми деловыми партнерами. При расширении бизнеса увеличение количества арбитражных дел закономерно. Стоит и изучить, в каких спорах участвовал контрагент, признавали ли требования кредиторов или отклоняли их, есть ли среди исков банкротные заявления.

  • Исполнительные производства. Проверяющего должна насторожить информация о больших суммах исполнительных производств, а также о наличии так называемых «опасных долгов»: неуплата пошлин, налогов, задолженность по заработной плате перед сотрудниками. Все эти данные могут свидетельствовать о финансовых трудностях контрагента.

  • Платежная дисциплина. Этот способ доступен не всем. Нужно либо подключаться к информационно-аналитическим системам, либо запрашивать документы у делового партнера обо всех его платежах за последний год. Естественно, редкие контрагенты согласятся на такое. Потому можно поступить проще: выяснить, какая снабжающая организация обеспечивает офис предприятия или бизнесмена коммунальными услугами. Хотя информация о долгах – персональная информация, не подлежащая разглашению, на практике это правило часто нарушается. На сайтах снабжающих организаций рассказывается о главных должниках. И, конечно, вновь изучение исполнительных производств. Отсутствие информации говорит о том, что контрагент исправно оплачивает коммунальные услуги, а это значит, что есть шанс полного расчета и с вами.

  • Данные о персонале. Проще всего проверить реальность деятельности компании – поискать ее вакансии на сервисах поиска работы или в Общероссийской базе вакансий. Если есть объявления о поиске новых сотрудников, то, скорее всего, деловой партнер активно ведет деятельность. В случае, если активных вакансий нет, то стоит поискать последнюю налоговую и страховую отчетность. Если предприниматель или юридическое лицо активно выплачивают налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в качестве налогового агента, перечисляют взносы в пенсионный, медицинский, социальный фонды, то это свидетельствует о наличии персонала и реальности контрагента.

  • Налоговая отчетность. Особое внимание стоит обратить на уплату компанией или предпринимателем земельного, транспортного, имущественного налогов. Если они присутствуют в отчетности, то у контрагента есть реальные активы, которые можно будет арестовать, а потом и продать при неисполнении обязательств с его стороны.

  • Наличие недвижимости. На сайте Росреестра можно (хоть и за плату) получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о правах контрагента на конкретную недвижимость. Но лучше немного потратиться перед заключением сделки, чем потом понести большие убытки.

  • Наличие транспорта. О наличии автомобилей на балансе организации или в собственности предпринимателя могут говорить штрафы ГИБДД. И чем они свежее, тем больше вероятности, что активы у делового партнера есть.

  • Интеллектуальная собственность. Если контрагент владеет патентами, товарными знаками или заключил лицензионный договор на право пользования ими, то, скорее всего, деловой партнер заинтересован в развитии маркетинговых стратегий и привлечении новых клиентов, повышении конкурентоспособности.

  • Сведения о проведенных проверках со стороны государственных органов. Если за последний год в компанию наведывалась налоговая, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, пожарная, трудовая инспекция и другие ведомства, то это говорит о том, что компания или предприниматель ведут бизнес и совершают ошибки.

  • Наличие государственных или муниципальных контрактов. Косвенный признак, который, тем не менее, может служить критерием благонадежности делового партнера.

  • Наличие эксплуатируемых кассовых аппаратов. У контрагента можно выяснить, есть ли у него кассовые аппараты. Если да, то желательно запросить документы на технику. После их можно будет проверить на сайте ФНС РФ. Кассы нуждаются в обслуживании, и потому компании или предприниматели-миражи не в состоянии ее содержать.

  • Наличие сайта. Желательно сразу сделать скриншоты с контактами и тарифами. Однако нужно выяснить, на кого зарегистрирован сайт. Если на компанию, то он может служить источником информации. Если на гражданина, то такому сайту доверять нельзя. Также желательно проверить дату создания и дату регистрации сайта. Проверку можно провести через регистраторов доменных имен. Чем меньше разрыв во времени, тем меньше вероятность попасться мошенникам.

  • Наличие лицензий и сертификатов. Они свидетельствуют о том, что государственные ведомства и частные оценщики проверили компанию или бизнесмена, и он соответствует критериям хорошего делового партнера.

Андрей Захаров также напоминает, что желательно сотрудничать с компаниями и предпринимателями, находящимися в одном регионе или федеральном округе с вами, чтобы у ФНС РФ не возникло подозрительных вопросов. Исключение составляют случаи с единственными в стране поставщиками, наличие уникальных, выгодных условий договора. Также эксперт отметил, что лучше всего, если каждый участник делового оборота создаст свой чек-лист для проверки контрагентов. Деловых партнеров нужно проверять всегда, даже если вы уже сотрудничали много раз. Это избавит от обвинений ФНС РФ или судов в «неосмотрительности» и поможет в случае необходимости взыскать убытки. Риски есть у каждой компании и бизнесмена, но их не должно быть слишком много.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"