НДС может стать катализатором восстановления платежеспособности

1567
Время чтения - 7 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

13 июля 2020 года Правительство РФ внесло в Государственную думу РФ законопроект № 987383—7 «О внесении изменений в ст. 146 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации (в целях уточнения операций, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость при осуществлении хозяйственной деятельности должниками, признанными несостоятельными (банкротами)».

Цель проекта – реализовать постановление Конституционного суда и освободить предпринимателей-банкротов от необходимости платить НДС.

Как изменения отразятся на клиентах несостоятельных компаний и ИП, станет ли инициатива катализатором положительных изменений и о чем забыло Правительство, когда разрабатывало проект, выяснял портал ДОЛГ.РФ.

НДС есть, но без вычета

В действующей редакции Налоговый кодекс исключает из объектов налогообложения НДС действия по продаже имущества несостоятельных организаций. Речь идет об активах, что входят в конкурсную массу и будут проданы с торгов. Сюда не включается продукция, которую производит должник в процессе ведения бизнеса (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это исключение формировало ряд проблем на практике. Компании-банкроты, продолжая вести бизнес, выставляли покупателям счета-фактуры с выделением в них НДС. Когда последние пытались подать документы на вычет, у них возникали споры с фискальными органами.

ФНС придерживается позиции, что клиенты несостоятельных компаний не вправе включать суммы указанного налога по таким операциям в состав вычетов, даже если в счет-фактуре продавец выделил сумму НДС. Причина – такие операции являются необлагаемыми НДС.

Арбитраж Центрального округа обратился в КС РФ с просьбой проверить насколько норма соответствует Основному закону. В результате КС РФ подтвердил, что формулировка пп. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса создает неопределенность при толковании ее содержания и частично содержит признаки неконституционности, поэтому вынес рекомендацию об изменении нормы.


НДС на продукцию банкротов – это искусственная модель поступления налога в бюджет в обход всех правил

Алексей Хижняк, специалист по вопросам развития промышленности и малого, среднего бизнеса, напомнил, что как только в отношении должника открывают конкурсное производство, все его имущество, которое существует на тот момент, должно быть выявлено в ходе этой процедуры и внесено в конкурсную массу. Следующий этап – реализация этих активов через торги.

По мнению эксперта, современное неоднозначное толкование ст. 146 НК РФ чаще всего ведёт к тому, что возникает искусственная модель поступления налога в бюджет в обход всех правил и процедур очерёдности, установленной законом о банкротстве.
«Мало того, что налог взимается за счёт контрагента по сделкам в рамках хозяйственной деятельности, так ещё и в обход очерёдности удовлетворения требований кредиторов. Да, наполнение бюджета — это одна из важнейших государствообразующих процедур, но все же стоит делать это за счёт живых функционирующих игроков рынка, а не за счёт "умирающих"», — рассуждает спикер.

Освобождение от НДС может стать шансом на восстановление платежеспособности

Арбитражный управляющий Арсений Королев подчеркнул, что катализатором изменений стало прямое указание Конституционного суда РФ, а инициатором поправок выступило Правительство Российской Федерации.
«К сожалению, никто из лиц, обладающими правом законодательной инициативы (за исключением Правительства РФ), в том числе депутатов ГД РФ, ранее не увидел смысла в освобождении от уплаты НДС продукции, что производят несостоятельные должники (пп. 15) п. 2 ст. 146 НК РФ давно необходимо изложить в той редакции, в которой предполагает новый законопроект», — отметил спикер.
По его словам, когда предприятие-банкрот находится в глубоком кризисе, увеличение цены продукции на сумму НДС (20 % стоимости) никак не способствует восстановлению платежеспособности, чего ждут кредиторы, общество и государство.
«Освобождение от уплаты налога банкротов приведет к тому, что их покупатели-контрагенты не смогут воспользоваться правом на применение налогового вычета. Это может привести к отказу таких покупателей от работы с несостоятельными компаниями. Но я не думаю, что подобный отказ приведет к кризису сбыта. Гораздо проще будет переориентироваться на сбыт покупателям, применяющим специальные налоговые режимы, которые не являются плательщиками НДС и, следовательно, не имеют нужды в налоговом вычете. Например, УСН», — подчеркнул Королев.
Он также отметил, что если цена на продукцию несостоятельных предприятий снизится на 20 % (без учета НДС), это может стать существенным преимуществом на рынке, что может позволить:

  • восстановить платежеспособность;
  • сохранить рабочие места;
  • избавить от долгов по налогам, которые накопились уже в процессе процедуры банкротства.
«Чтобы предприятие в будущем стало достойным донором бюджета — надо дать шанс ему выжить, сохранить потенциал рабочего коллектива и производственные площадки. И снижение налогового бремени – это очень серьезный шаг в данном направлении», — подытожил эксперт.
Он напомнил, что Правительство РФ также выступило с законодательной инициативой об освобождении от налогов и предприятий – банкротов, которые применяют упрощенную систему налогообложения.

Кое-что Правительство не учло

Михаил Кучин, партнер юридической компании «МОЖНО» выделил два основных момента в проекте поправок к НК РФ.
«Первый момент касается состава имущества, реализация которого исключалась из объектов налогообложения. По данному аспекту не сложилось единообразной судебной практики. Одни суды признавали правоту налоговых органов, исходивших из позиции, что реализация любого товара организацией—банкротом не облагается НДС, другие, напротив, считали, что реализация организацией-банкротом товаров, изготовленных ею в процессе осуществления хозяйственной деятельности, должна облагаться НДС в общем порядке», — поясняет спикер.
Предложенный законопроект уточняет данную позицию, сохраняя подход налоговых органов и отвергая действующий сегодня временный (до принятия закона) порядок применения пп 15, определенный Конституционным Судом РФ.

Кучин отметил, что уточнение состава имущества, реализация которого не облагается НДС – это плюс законопроекта, но он не учитывает еще одного важного аспекта, затронутого Конституционным судом и нашедшем отражение в определенном им временном порядке.
«КС РФ зафиксировал, что, если несостоятельная компания отмечает сумму НДС в счете-фактуре, клиенты такой организации имеют право на вычет. Подобный подход закреплен и в п. 5 ст. 173 НК РФ. Данный вопрос являлся ключевым при рассмотрении вышеупомянутого дела, что было инициировано Арбитражем Центрального округа. Однако в законопроекте этот вопрос опущен, из чего следует, что фискальные органы по-прежнему вправе не принимать к вычету НДС, выставленный в счетах-фактурах организацией-банкротом», — считает спикер.
По его мнению, в таком случае противостояние двух статей НК РФ со взаимоисключающими положениями сохраняется, а ситуация в сфере правового регулирования данной проблемы остается на прежнем уровне. Это означает, что споры по этому вопросу будут продолжаться.
«К разработке законопроекта Правительство подошло слишком формально. Законопроект видится скорее, как поспешная реакция властей, на которую они вынуждены были пойти в силу обязанностей, вытекающих в связи с признанием положения закона неконституционным, а не как стремление разрешить существующую проблему. В этом огромный минус законопроекта», — уверен Кучин.

Отмена НДС может стать дополнительной поддержкой от государства в условиях пандемии

Юрист и общественный деятель Сергей Буторин подтвердил, что поправка благоприятно отразится на деятельности компаний, попавших в сложную финансовую ситуацию и признанных банкротами.
«Несостоятельным налогоплательщикам, признанным банкротами, сложно вести свою деятельность из-за отсутствия свободных финансов. Кроме того, неблагоприятная экономическая ситуация, связанная с коронавирусной инфекцией, еще сильнее угнетает деятельность компаний. Они не смогут выбраться из долговой ямы без посторонней помощи», — уверен спикер.
Он подчеркнул, что сейчас государство помогает справиться со сложной ситуацией, предлагая разные виды финансовой поддержки — субсидии, отмену уплаты налогов за 2 квартал, снижение процентов по зарплатным кредитам. Отмена НДС станет дополнительным видом помощи для банкротов и повлияет, таким образом, на их деятельность:

  • снизится налоговая нагрузка на компанию;
  • высвободятся денежные средства для решения текущих вопросов поддержки и ведения деятельности;
  • появится возможность работать с субъектами, применяющими спецрежимы;
  • сохранятся рабочие места для населения.
«В целом и для экономки страны такой подход принесет положительный эффект, поскольку компании получат шанс продолжить свою деятельность и со временем смогут вернуться к обычному режиму работы. Если цель будет достигнута, они вновь станут налогоплательщиками, будут направлять налоги в бюджет. Кроме того, сохранение рабочих мест благотворно повлияет на социально-экономическую ситуацию, и госорганам не нужно будет выплачивать пособия по безработице лицам, уволенным в связи с банкротством и ликвидацией предприятия», — комментирует ситуацию Буторин.
Торговые процессы в экономике будут осуществляться, пусть даже и в меньших объемах. В любом случае, это выгодно как для самих компаний, так и для государства, и граждан.

Эксперты уверены, что освобождение предприятий-банкротов от уплаты НДС, станет положительной вехой в развитии института банкротства и даст несостоятельным компаниям шанс встать на ноги. И все-таки проблему нужно решать в совокупности и учитывать необходимость изменений смежных норм, которые могут нивелировать положительный эффект.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"