«Быть незаметными»: налоговая при Михаиле Мишустине

От нового премьер-министра ожидают решения экономических проблем с технической точки зрения

6 минут
Поделиться новостью:
«Быть незаметными»: налоговая при Михаиле Мишустине

15 января премьер-министр Дмитрий Медведев после послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию объявил об отставке Правительства РФ в полном составе. Новость «оживила» многих, сказавшись даже на рубле, который упал по отношению к евро и доллару, возобновив рост позже.

Президент РФ не стал долго думать о новой кандидатуре премьер-министра: на этот пост был предложен Михаил Мишустин, действующий глава Федеральной налоговой службы (ФНС) РФ. Эксперты утверждали, что новым председателем Правительства РФ может стать мэр Москвы Сергей Собянин или Алексей Кудрин, глава Счетной палаты РФ.

Сегодня Государственная дума проголосовала за назначение Михаила Мишустина на должность премьер-министра. Каким же главой Федеральной налоговой службы был новый премьер? Что успел сделать, и к чему стремился фискальный орган при Михаиле Мишустине – вспомнил ДОЛГ.РФ

 

Начало

3 марта 2020 года Михаилу Мишустину исполнится 54 года. Его первичная профессия – инженер-системотехник, образование он получил в Московском станкоинструментальном институте. Позднее, в 2003 году, он получит статус доктора экономических наук. Карьеру будущий глава ФНС РФ начал в тестовой лаборатории, позднее возглавив правление Международного компьютерного клуба (МКК).

В налоговую сферу Михаила Мишустина «забросило» в 1998 году, когда его попросили помочь проконтролировать уровень поступления налоговых платежей в бюджет через информационные системы. Позднее он стал заместителем министра по налогам и сборам. На этой должности он предложил внедрение индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН) для их учета и инициировал внедрение электронной цифровой подписи. Образование инженера-системотехника дало о себе знать в работе: Михаил Мишустин требовал активного внедрения компьютеров, создания центров обработки данных, объединения налоговых инспекций страны в единую сеть.

Михаил Мишустин еще в начале 2000-х годов старался максимально автоматизировать деятельность налоговых органов. Он поставил задачу разработать алгоритм, который позволит более точно выбирать объекты для выездных проверок. Он же выступил за создание консультационных центров, чтобы налогоплательщики могли получать актуальную информацию по телефону, а позднее – через интернет.

В 2004 году помощника министра по налогам и сборам назначают руководителем Роснедвижимости. Памятуя о проблемах ФНС РФ, Михаил Мишустин первым делом занялся разработкой и внедрением кадастра объектов недвижимости. Впоследствии это упростило исчисление земельного налога.

С 2006 года Михаил Мишустин покидает пост главы Роснедвижимости и становится руководителем Федерального агентства по особым экономическим зонам (ОЭЗ). В новой должности он пробыл всего 2 года, но при нем были открыты ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане, Зеленограде, Липецке, Томске и Дубне. В 2008 году он покинул государственную службу и решил сосредоточиться на инвестиционном бизнесе.

И снова в ФНС РФ

В 2010 году Михаила Мишустина назначили на пост руководителя ФНС РФ вместо Михаила Мокрецова. Последний известен хорошими отношениями с Анатолием Сердюковым. Михаил Мокрецов был его заместителем во времена руководства налоговой службой и считался наиболее вероятным кандидатом на пост нового главы ведомства после того, как господин Сердюков был назначен министром обороны РФ.

Информации о деятельности Михаила Мокрецова в качестве главы ФНС РФ не слишком много. Известно лишь, что он, будучи еще в команде Анатолия Сердюкова, участвовал в налоговых делах «Вымпелкома», ТНК-ВР, ЮКОСа. Также руководство Михаила Мокрецова называют периодом, когда налоговые инспекции сильно обособились от Министерства финансов РФ.

Чего достиг Михаил Мишустин в качестве главы ФНС РФ?

  1. Главной проблемой налоговой службы 2010-х гг. были необоснованные возвраты налога на добавленную стоимость (НДС) и «грязные данные». Свою деятельность в ведомстве Михаил Мишустин начал с искоренения этих моментов.

  2. Сделал фискальный орган более дружелюбным по отношению к бизнесу. Михаил Мишустин ввел стандарты по обслуживанию налогоплательщиков, учредил контакт-центр, призвал специалистов сосредоточиться на аналитической работе. И это дало свои результаты: ФНС РФ стал проверять только 1 налогоплательщика из 4 тыс. из числа малого бизнеса. До внедрения аналитического подхода выездные проверки устраивались каждой десятой организации.

  3. Цифровизация ведомства. При Михаиле Мишустине были развиты электронные сервисы: появился личный кабинет налогоплательщика, приложения для смартфонов, QR-коды на квитанциях. Также были созданы центры обработки данных, внедрил онлайн-кассы.

Инициатива с самозанятыми также принадлежит Михаилу Мишустину. Он же посчитал необходимым ввести налоговое администрирование и налоговый мониторинг крупнейших налогоплательщиков страны. Во время его руководства Россия вошла в ТОП-3 стран с самой прозрачной бюджетно-налоговой сферой.

Богатый премьер-министр

Согласно официальной отчетности, Михаил Мишустин совместно со своей супругой Владленой с 2010 года заработали около 1 млрд руб. Глава ФНС РФ ежегодно получает 19-30 млн руб. дохода, тогда как его жена зарабатывает 47-160 млн руб. ежегодно.

Почему именно Михаил Мишустин?

Анатолий Выборный, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции при Государственной Думе РФ, считает, что в российском правительстве долгое время ощущалась потребность в высококлассных профессионалах. Честность, добросовестность, ответственность – ключевые факторы, на которые и ориентировался президент Владимир Путин при выборе кандидатуры на пост премьер-министра. По мнению Анатолия Выборного, Михаил Мишустин соответствует этим критериям, поскольку он не раз доказывал свою эффективность проведенной работой. Также Михаила Мишустина можно назвать удачной фигурой в государственном кластере, который найдет баланс между интересами власти и народа.

Член рабочей группы по совершенствованию федерального закона «О банкротстве (несостоятельности)» при Комитете Государственной Думы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Ивaн Рыков позитивно относится к новой кандидатуре председателя Правительства РФ. Эксперт подчеркивает, что Михаил Мишустин умеет решать самые сложные задачи и добивается поставленных целей.

Также Ивaн Рыков отметил, что назначение Михаила Мишустина главой Правительства РФ поможет решить проблемы с повышением уровня жизни россиян, развития малого бизнеса, стимулирования роста ВВП. Большие надежды возлагаются именно на работу с экономическим блоком для увеличения политического влияния на международной арене. Эксперт желает новому председателю Правительства РФ терпения и мудрости.

Наступило то самое время, когда от прозрачности процесса сбора налогов стоит переходить к прозрачности процесса расходования собранных средств, считает Павел Пенкин, член Комиссии по финансовой безопасности Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике:

«Кому как не Михаилу Мишустину его (правительство – прим. ред.) возглавить, ведь у населения сложилось чёткое понимание того, что колоссальному росту налоговых поступлений, которого служба добилась благодаря именно этому руководителю, совсем не соответствует рост уровня жизни. Скорее наблюдается обратный процесс. Хочется верить, что с появлением Михаила Владимировича во главе Правительства Российской Федерации ситуация кардинально поменяется».

Целый ряд политологов назвали фигуру Михаила Мишустина компромиссной, поскольку он долгое время был малопубличной фигурой. Считается, что у него хорошие отношения с главой Счетной палаты РФ Алексеем Кудриным и руководителем «Сбербанка» Германом Грефом.

Представители бизнеса по-разному отреагировали на новость. Одни посчитали, что теперь деятельность Правительства РФ станет более предсказуемой, как то стало с налоговой службой. Другие утверждают, что Михаил Мишустин будет решать только вопросы цифровизации экономики, не уделяя внимание другим проблемам бизнеса.

Обещания нового премьер-министра

«Секрет фирмы» выяснил, как начнет строить свою работу Михаил Мишустин. Он отказался аннулировать пенсионную реформу и снижать НДФЛ для малоимущих. В числе своих задач новый премьер-министр видит:

  • начать более тесное сотрудничество с парламентом;

  • исполнить задачи, поставленные президентом Федеральному Собранию;

  • заняться реформой управления;

  • снять барьеры для развития и укрепления предпринимательства;

  • уделить большее внимание системе здравоохранения;

  • продолжать внедрять новые технологии в повседневную жизнь россиян и государственных структур.

Остается только ожидать утверждения нового состава российского правительства и наблюдать, как Михаил Мишустин проявит себя на новой должности.

Комментировали:
Иван Рыков
Президент Ассоциации специалистов по работе с проблемными активами
Павел Пенкин
Председатель комиссии по финансовой безопасности Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ, Член Комитета по международной политике РСПП, Председатель Совета Ассоциации Антикризисных Управляющих «Гарантия», Руководитель Общественной приёмной по вопросам санации и банкротства при Уполномоченном по защите прав предпринимателей города Москвы в СВАО
Анатолий Выборный
Депутат Государственной Думы

Надежды на  только технические способы  реализации  управленческих полномочий  без  учета  интересов  элитных групп, не реализуемы по определению. Новому Премьер-Министру предстоит  тяжелейшая работа по  нахождению изящного  компромиссного варианта или если не получится, то слому действующей управленческой парадигмы.  Реализация и послания  Президента и Национальных Проектов, а так же внешнее экономическое и геополитическое окружение требует уже не регулирования отраслей экономики, а прямого управления соответствующими  отраслями и временного приостановления действия значительного числа нормативных актов,  ограничивающих права государства  на названный метод управления. Все достижения  последних лет связаны именно с применением  "ручного управления", а не системного правового  регулирования  экономической жизни. Все попытки регулирования, идущие параллельно административно-волевому режиму ,  приводят  лишь к значительному  усложнению общественной  жизни и нагромождению трудно согласуемых правовых конструкций. Консолидированный общественный запрос , его же можно рассматривать  как  основной управленческий вызов - это  упрощение  общественной жизни и универсализм управленческих решений, интуитивно  понятный для всех участников  социума. Главе Правительства удачи как и всей его команде.

24 января 2020
Николай Скляров
Директор ООО "Западно-Сибирская Управляющая Компания"
Читайте также