Инфляцию не звали, но россияне ее ждут: итоги опроса ЦБ РФ

1430
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Со 2 по 10 апреля Банк России провел первый телефонный опрос населения, чтобы узнать об инфляционных ожиданиях и потребительском поведении граждан нашей страны. В опросе приняло участие 1560 человек из 82 субъектов РФ. Центробанк опрашивал как городских, так и сельских жителей.



Инфляционные ожидания

64 % россиян рассказали, что их инфляционные ожидания повысились. 43 % из них заявили, что цены росли умеренно, тогда как 21 % из опрошенных считает, что стоимость услуг и товаров повысилась значительно. 16 % сочли, что цены в магазинах почти не изменились, а 7 % и вовсе не заметили разницы между стоимостью услуг и товаров до и во время карантина.


72 % респондентов заметили, что покупки в магазинах стали обходиться им дороже. 36 % из них сообщили, что подорожало не все, а только некоторые товары. 31 % считает, что подорожало все.


Больше всего рост цен был замечен в отношении продуктов питания: о нем рассказали 64 % россиян. Сильнее всего подорожала бакалея: 18 % респондентов заявили, что столкнулись с ростом цен на крупы. 14 % отметили, что сильно подорожал сахар. 11 % выделили только подорожание гречки, а 6 % рассказали, что заметили подорожание макарон.

27 % россиян заметили подорожание овощей и фруктов. Действительно, в Росстате зафиксировали рост цен на помидоры (+ 14,9 %), лук (+ 14,1 %), морковь (+ 9,4 %), лимоны (+ 7,8 %). Остальные овощи и фрукты подорожали в пределах 1-2 %, что малозаметно для обычных потребителей.

17 % граждан отметили, что подорожала молочная продукция, птица и мясо. 13 % респондентов увидели рост цен на хлебобулочные изделия. Еще 13 % также рассказали, что заметили повышение стоимости медикаментов и лекарств. 8 % опрошенных заявили о подорожании непродовольственных товаров, а 4 % отметили рост цен на услуги в целом и бензин.

30 % граждан рассказали, что из-за подорожания товаров и услуг у них увеличились расходы. Потому тревожность россиян и их инфляционные ожидания продолжают усиливаться.




Финансовое и потребительское поведение

ЦБ РФ узнал, что 54 % россиян настроены пессимистично и ожидают ухудшения экономических условий в стране. 21 % респондентов хотя и ждут развития негативного сценария, все же верят, что ущерб экономике будет нанесен незначительный. 33 % опрошенных считают, что экономика России понесет серьезные убытки. 17 % граждан думают, что все останется стабильным. Оптимистов в нашей стране мало: их всего 10 %, которые верят, что все станет лучше после завершения карантинного периода.

Однако, загадывая на 1 год вперед, люди оказались более стабильны в прогнозах. 28 % полагает, что к 2021 году ничего не изменится, и ситуация продолжит ухудшаться.


Среди пессимистов оказались люди, имеющие семьи, также предприниматели, самозанятые, сотрудники частных компаний, жители крупных городов и граждане с высшим образованием. 21 % граждан верит, что через год все наладится, и положение в стране станет лучшим.


59 % россиян рассказали регулятору, что их материальное положение осталось прежним. Но 35 % граждан уже ощутили удар по их финансовому благополучию: 19 % заявили о незначительном ухудшении семейного дохода, а 16 % – о сильном снижении заработка. Так, 4 % респондетов отметили, что в период карантина их материальное благосостояние улучшилось. Сильнее всего от «коронавирусных каникул» пострадали необеспеченные слои населения. Меньший шок от временного приостановления деятельности ряда бизнес-сфер испытали обеспеченные граждане.

Однако в случае, если в ближайший месяц ситуация не изменится, 36 % респондентов уверены, что их материальное положение ухудшится. 38 % верят, что им удастся выстоять еще один месяц. А 9 % граждан ждут улучшения ситуации.



Уровень расходов

27 % граждан потратились на формирование продовольственных запасов, а 9 % закупились иными товарами длительного хранения. В частности, россияне стали скупать стиральные машины, мебель, холодильники, планшеты, ноутбуки, компьютеры, телевизоры и смартфоны. При этом, если в кризис 2014-2015 гг. люди инвестировали в технику и мебель с намерениями перепродать их в дальнейшем после резкого скачка цен, то сейчас люди стараются купить их для личного пользования.

52 % россиян рассказали, что их семейные расходы увеличились. 36 % опрошенных не заметили, что их расходы увеличились из-за карантина. 7 % респондентов и вовсе заявили, что стали тратить меньше. При этом 30 % граждан связывают рост расходов с повышением цен. 6 % отметили, что расходы выросли из-за необходимости делать запасы в период пандемии. 5 % заявили, что из-за вынужденного режима самоизоляции они стали больше есть, а потому приходится покупать больше продуктов.

70 % россиян не сокращали текущие расходы. 28 % рассказали, что им пришлось отказаться от привычных товаров. 6 % перестали покупать обувь и одежду, 4 % начали экономить на развлечениях.



Сбережения и кредиты

26 % граждан рассказали ЦБ РФ, что им пришлось полностью или частично потратить сбережения, чтобы продолжать жить как обычно на карантине. 23 % опрошенных заявили, что у них вовсе не было никаких накоплений.

16 % россиян обращались в финансовые организации с целью оформить кредит. Из них больше всего людей с тяжелым материальным положением (24 %), самозанятые и предприниматели (23 %), граждане моложе 46 лет (21 %). Заемные средства используются либо для спасения бизнеса, либо для «латания дыр» в семейном бюджете.



Рынок труда

40 % опрошенных рассказали, что у них отсутствуют трудовые доходы. Это, в большинстве своем, студенты и пенсионеры. Доля работающих граждан составила 52 %, включая работников государственной и бюджетной сфер, а также предпринимателей и самозанятых. 39 % россиян продолжили работу так же, как и обычно, после введения карантинного режима. 18 % граждан перешли на удаленную работу.


Однако 20 % респондентов рассказали, что работники ощутили или сокращение размера зарплат, или полностью ее лишились.


7 % из них рассказали, что работодатели отправили их в неоплачиваемый отпуск. 4 % уведомили о полном прекращении оплаты труда, а 9 % рассказали об уменьшении зарплат. Половина безработных (4 % из числа опрошенных) рассказали, что они уволились (или их уволили) незадолго до всеобщего карантина или уже во время него. И хотя 71 % респондентов заявили, что ничего не слышали о массовых увольнениях, у 24 % россиян есть знакомые, которые лишились работы.
Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"