Не купил, но заплатил – как онлайн-магазины обманывают россиян

Ситуация в чем-то даже более печальная, чем с «частным мошенничеством»

8 минут
Не купил, но заплатил – как онлайн-магазины обманывают россиян

По статистике, более 40% россиян хотя бы 1 раз покупали что-то онлайн. Увы, к тому, что мошенники могут звонить на телефон и представляться банкирами, взламывать страницы в соц.сетях или обещать «чудо-методы для заработка», мы уже привыкли. А вот к тому, что можно заказать диван, и в результате оказаться и без дивана, и без денег – еще нет. О давнем, но малоизвестном «тренде» онлайн-мошенничества порталу ДОЛГ.РФ рассказал управляющий российского отделения сервиса Financer.com Давид Шарковский.

Только за 2020 год мы получили более 1000 писем с описанием одной и той же схемы и вопросом, что можно сделать в такой ситуации. Увы, ситуация в чем-то даже более печальная, чем с «частным мошенничеством».

Как действуют магазины-мошенники

1. Шаг 1 – поиск и покупка

Вы ищете товар – какой-то распространенный или не очень.

Обычно мошенники выбирают нишу акций и скидок или товары, которые имели ограниченный выпуск.

С первым все понятно – когда в найденном магазине удается найти вожделенную вещь в 2 – 3 раза дешевле, конечно, рука тянется к кнопке оплаты. Тем более, что на сайте довольно убедительно объясняется причина – распродажа последней партии, например.

Со вторым вариантом тоже все беспроигрышно. Такие сценарии чаще всего касаются популярных изданий или мерча (товаров, связанных с определенными играми, фильмами и т.д.).

2. Шаг 2 – оплата и ожидание

Вы оплачиваете товар и принимаетесь ждать доставку. Причем в процессе уточнения деталей сотрудники псевдо-магазина могут быть с вами очень милы. Отвечать на вопросы, уточнять нюансы по удобной доставке. Они могут даже неплохо разбираться в предлагаемом товаре, рассказывать о специальных предложениях, обещать в подарок бонусную карту или скидки на следующие заказы.
Все, чтобы усыпить вашу бдительность и создать ощущение, что это серьезный магазин, заинтересованный в вас как в клиенте.

3. Шаг 3 – молчание или беседа

Проходят все возможные сроки, но товар вы так и не получаете. Ленивые аферисты после оплаты вообще пропадают со связи – не отвечают на письма, не берут трубку. Особо циничные (или хитрые) еще поддерживают некоторую видимость честности. Например, рассказывают о проблемах с доставкой. О форс-мажорах, временных неполадках. О том, что товар обязательно доставят. Могут даже обещать, что приложат подарок за неудобства.

Но на этом все и закончится. Ни покупки, ни денег вы не увидите. А вернуть свои кровные будет довольно непросто.

Почему так сложно вернуть деньги

На то есть несколько причин.

  • Слабо контролируемые способы оплаты
Как правило, у мошенников в принципе будет отсутствовать возможность оплаты банковским переводом. Покупателям будут предлагаться разнокалиберные интернет-кошельки. Причем именно минимально контролируемые – Яндекс.Деньги, Вебмани, QIWI.

А вот PayPal вы в этом списке вряд ли увидите, потому что у них существует официальная система опротестования – а главное, необходимость доказать доставку покупки возлагается на продавца. То есть, достаточно подать заявление в службу безопасности сервиса и уплаченная сумма будет заблокирована.

Аферистам такие проблемы, естественно, не нужны. Поэтому они пользуются сервисами, с которых «взятки гладки». Я сейчас ни в коем случае не хочу обвинить в нечестности давние и серьезные онлайн-сервисы. Но факт остается фактом – система опротестования оплаты у Яндекс.Деньги и QIWI реализованы довольно слабо, а у ВебМани занимает длительный срок (еще и с совершенно неподходящим результатом – аккаунт просто минусуется, но возврат денег никак не обеспечивается).

В ситуации с Яндекс.Деньгами запрос отправить можно, но деньги вам вернут, только если их не успели вывести непосредственно с интернет-кошелька. А как вы понимаете, это первое, что сделают мошенники, получив ваши кровные. На этом полномочия Яндекса исчерпываются – предоставить хотя бы какую-то информацию о владельце кошелька они не имеют права. И вполне законно отправляют пострадавшего в полицию. Но от этого не легче – неизвестно, на кого подавать заявление, и нет никаких гарантий, что у полиции в принципе получится вычислить злоумышленника.

  • Регистрация непонятно на кого
Нередко на сайте указываются вымышленные данные (название компании, ИНН и т.д.) или вообще не указывается никакая юридическая информация. Практика показывает, что далеко не все покупатели в принципе это проверяют. Результат все тот же – совершенно не известно, кто конкретно скрывается за мошеннической схемой и кого нужно искать.

  • Сложность с доказательством правоты
Сам по себе факт неполучения покупки доказать не просто. Особенно если речь идет о курьерской доставке с предоплатой. В транспортных или почтовых сервисах хотя бы можно сделать запрос – и они подтвердят, что на ваши данные ничего не отправлялось. Доказать, что курьер к вам не приезжал и ничего не привозил – уже сложнее.

Впрочем, и с транспортными сервисами есть уловка – нередко бдительность покупателя даже успокаивают тем, что посылку можно будет оплатить уже при получении на почте или в отделении транспортного сервиса. Но вот нюанс – распаковать вам ее дадут только после оплаты. А в самой коробке может оказаться, что угодно. Существует немало историй, когда люди заказывали iPhone, а из коробки доставали кирпич или даже пакет растворимых макарон, а то и просто скомканную бумагу.
А посылка уже получена? Как доказывать, что вам не прислали товар? Только через суд.

Что делать, если вас уже обманули

  • Писать заявление в полицию, прикладывая все доказательства, которые у вас есть на руках, и всю информацию (включая адрес сайта, переписки, выписку об отправленном переводе и т.д.).
Обратиться в финансовый сервис, через который вы отправляли деньги, можно, но сразу можно сказать – это вряд ли принесет какой-то результат.

  • Искать других пострадавших
Они точно есть и, возможно, оставляли отзыв о подобном магазине. Коллективные заявления получают больше внимания со стороны полиции. К тому же, так информация получается более полной. В каком-то из диалогов мошенники могли и проколоться, выдать данные, по которым их будет проще найти.

  • Играть на общении
Этот вариант тоже не дает каких-то гарантий. Но пару историй я наблюдал своими глазами – когда обманутые покупатели собирались, в открытую в интернете обсуждали готовность писать коллективный иск, сообщали об этом мошенникам и те испугавшись возвращали деньги. Ситуация исключительная, но почему бы не попробовать?

  • Не отправлять еще деньги
Парадоксально, но, судя по письмам от наших посетителей, мошенники бывают очень убедительными. И некоторые обманутые покупатели отправляют им еще и доплату под соусом «не получилось отправить, потому что, оказывается, тарифы выросли – вам надо еще доплатить за доставку».

Как обезопасить себя от обмана

Лучший способ защитить свои деньги – это сразу отсекать мошенников. Тем более, что есть несколько очень четких признаков.

  • Отзывы
Обязательно просмотрите хотя бы 3 – 4 сайта. Если это серьезный магазин, вряд ли отзывы будут висеть на каком-нибудь одном, богом забытом портале. К тому же, один единственный портал вполне может оказаться продажным – такое мы тоже видели. Люди доверяли положительным отзывам, и только потом оказалось, что отрицательные банально вычищались с сайта.

Важно, чтобы были и положительные, и отрицательные отзывы. Даже у самого прекрасного магазина будет какой-то процент недовольных покупателей. Потому что накладки случаются везде. Если о продавце говорят только хорошее – это уже подозрительно. Если ругаются только на какие-то совсем бредовые мелочи (а-ля «перезвонили только через полчаса») – это тоже подозрительно. Конечно, бывают нервные клиенты, которых и это бесит, но их процент должен быть совсем небольшим.

  • Вбейте отдельно запрос с ключевыми словами
Введите в Яндексе или Гугле название магазина вместо со словами «развод», «лохотрон», «обман», «не отправили покупку». Даже если на сайтах отзывов все глухо или очень позитивно, обманутые покупатели часто создают отдельные темы на форуме именно с такими словами.

  • Проверьте юридические данные
Для начала они вообще должны быть на сайте. Но это могут быть данные, «высосанные из пальца». Проверьте хотя бы через сайт ФНС, что такая фирма действительно существует, что указанные реквизиты совпадают и что указанная деятельность действительно относится к торговле.

  • Посмотрите на способы оплаты
Как мы уже говорили, с банковскими переводами аферисты стараются не связываться. Если невозможно оплатить покупку с карты, лучше с этим магазином вообще не связываться. Онлайн-оплата сейчас – это не такой сложный для интеграции инструмент, чтобы его никак нельзя было подключить.

  • Старайтесь не покупать по предоплате
На самом деле, сейчас очень небольшой процент магазинов обязательно требуют оплату «вперед». И лучше такие конторы обходить стороной. Даже если это честные продавцы, которые отправят вам товар, при обнаружении брака придется еще помучиться с возвратом средств, экспертизой и прочим. Зачем вам эти проблемы?

  • Покупки за границей – только у проверенных
Покупки из-за границы – это вообще категория максимального риска. Просто потому, что заявление нужно подавать в стране, где находится преступник. И вряд ли вы полетите в другу страну ради 5 – 10 тысяч. На это и расчет. Многие мошенники работают именно по такой схеме.

  • Просто выбирайте крупные «бренды»
Сейчас достаточное число больших «игроков», чтобы обращаться в малопонятные конторы. Желание сэкономить понятно, но ничем кроме потерь обычно не заканчивается. Если у всех больших магазинов данная позиция стоит именно столько, предложение хотя бы на 15% - 20% дешевле уже должно вызывать вопросы.

  • Внимательно проверяйте сайт
Еще одна уловка – закос под известные бренды. Создается схожий дизайн, адрес, и неискушенному интернет-пользователю легко попасться на удочку. Если вы ищете товар в поисковике, после нажатия на ссылку убедитесь в том, что попали именно на официальный сайт магазина. Шанс попасть в руки мошенников в данном случае не так велик (обычно «акулы» торговли быстро вычисляют и блокируют таких аферистов), но все-таки он есть.

Будьте внимательны, строго взвешивайте ваши решения и не отдавайте мошенникам ни рубля! Этим вы накажете их лучше всего.
Нравится 98
Ха-ха 46
Удивительно 29
Грустно 16
Возмутительно 12
Не нравится 12




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также
Новости партнеров