Не купил, но заплатил – как онлайн-магазины обманывают россиян
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфПо статистике, более 40% россиян хотя бы 1 раз покупали что-то онлайн. Увы, к тому, что мошенники могут звонить на телефон и представляться банкирами, взламывать страницы в соц.сетях или обещать «чудо-методы для заработка», мы уже привыкли. А вот к тому, что можно заказать диван, и в результате оказаться и без дивана, и без денег – еще нет. О давнем, но малоизвестном «тренде» онлайн-мошенничества порталу ДОЛГ.РФ рассказал управляющий российского отделения сервиса Financer.com Давид Шарковский.
Только за 2020 год мы получили более 1000 писем с описанием одной и той же схемы и вопросом, что можно сделать в такой ситуации. Увы, ситуация в чем-то даже более печальная, чем с «частным мошенничеством».Как действуют магазины-мошенники
1. Шаг 1 – поиск и покупкаВы ищете товар – какой-то распространенный или не очень.
Обычно мошенники выбирают нишу акций и скидок или товары, которые имели ограниченный выпуск.
С первым все понятно – когда в найденном магазине удается найти вожделенную вещь в 2 – 3 раза дешевле, конечно, рука тянется к кнопке оплаты. Тем более, что на сайте довольно убедительно объясняется причина – распродажа последней партии, например.
Со вторым вариантом тоже все беспроигрышно. Такие сценарии чаще всего касаются популярных изданий или мерча (товаров, связанных с определенными играми, фильмами и т.д.).
2. Шаг 2 – оплата и ожидание
Вы оплачиваете товар и принимаетесь ждать доставку. Причем в процессе уточнения деталей сотрудники псевдо-магазина могут быть с вами очень милы. Отвечать на вопросы, уточнять нюансы по удобной доставке. Они могут даже неплохо разбираться в предлагаемом товаре, рассказывать о специальных предложениях, обещать в подарок бонусную карту или скидки на следующие заказы.
Все, чтобы усыпить вашу бдительность и создать ощущение, что это серьезный магазин, заинтересованный в вас как в клиенте.
3. Шаг 3 – молчание или беседа
Проходят все возможные сроки, но товар вы так и не получаете. Ленивые аферисты после оплаты вообще пропадают со связи – не отвечают на письма, не берут трубку. Особо циничные (или хитрые) еще поддерживают некоторую видимость честности. Например, рассказывают о проблемах с доставкой. О форс-мажорах, временных неполадках. О том, что товар обязательно доставят. Могут даже обещать, что приложат подарок за неудобства.
Но на этом все и закончится. Ни покупки, ни денег вы не увидите. А вернуть свои кровные будет довольно непросто.
Почему так сложно вернуть деньги
На то есть несколько причин.- Слабо контролируемые способы оплаты
А вот PayPal вы в этом списке вряд ли увидите, потому что у них существует официальная система опротестования – а главное, необходимость доказать доставку покупки возлагается на продавца. То есть, достаточно подать заявление в службу безопасности сервиса и уплаченная сумма будет заблокирована.
Аферистам такие проблемы, естественно, не нужны. Поэтому они пользуются сервисами, с которых «взятки гладки». Я сейчас ни в коем случае не хочу обвинить в нечестности давние и серьезные онлайн-сервисы. Но факт остается фактом – система опротестования оплаты у Яндекс.Деньги и QIWI реализованы довольно слабо, а у ВебМани занимает длительный срок (еще и с совершенно неподходящим результатом – аккаунт просто минусуется, но возврат денег никак не обеспечивается).
В ситуации с Яндекс.Деньгами запрос отправить можно, но деньги вам вернут, только если их не успели вывести непосредственно с интернет-кошелька. А как вы понимаете, это первое, что сделают мошенники, получив ваши кровные. На этом полномочия Яндекса исчерпываются – предоставить хотя бы какую-то информацию о владельце кошелька они не имеют права. И вполне законно отправляют пострадавшего в полицию. Но от этого не легче – неизвестно, на кого подавать заявление, и нет никаких гарантий, что у полиции в принципе получится вычислить злоумышленника.
- Регистрация непонятно на кого
- Сложность с доказательством правоты
Впрочем, и с транспортными сервисами есть уловка – нередко бдительность покупателя даже успокаивают тем, что посылку можно будет оплатить уже при получении на почте или в отделении транспортного сервиса. Но вот нюанс – распаковать вам ее дадут только после оплаты. А в самой коробке может оказаться, что угодно. Существует немало историй, когда люди заказывали iPhone, а из коробки доставали кирпич или даже пакет растворимых макарон, а то и просто скомканную бумагу.
А посылка уже получена? Как доказывать, что вам не прислали товар? Только через суд.
Что делать, если вас уже обманули
- Писать заявление в полицию, прикладывая все доказательства, которые у вас есть на руках, и всю информацию (включая адрес сайта, переписки, выписку об отправленном переводе и т.д.).
- Искать других пострадавших
- Играть на общении
- Не отправлять еще деньги
Как обезопасить себя от обмана
Лучший способ защитить свои деньги – это сразу отсекать мошенников. Тем более, что есть несколько очень четких признаков.- Отзывы
Важно, чтобы были и положительные, и отрицательные отзывы. Даже у самого прекрасного магазина будет какой-то процент недовольных покупателей. Потому что накладки случаются везде. Если о продавце говорят только хорошее – это уже подозрительно. Если ругаются только на какие-то совсем бредовые мелочи (а-ля «перезвонили только через полчаса») – это тоже подозрительно. Конечно, бывают нервные клиенты, которых и это бесит, но их процент должен быть совсем небольшим.
- Вбейте отдельно запрос с ключевыми словами
- Проверьте юридические данные
- Посмотрите на способы оплаты
- Старайтесь не покупать по предоплате
- Покупки за границей – только у проверенных
- Просто выбирайте крупные «бренды»
- Внимательно проверяйте сайт
Будьте внимательны, строго взвешивайте ваши решения и не отдавайте мошенникам ни рубля! Этим вы накажете их лучше всего.