От голосования до арестов: чем характеризуется новая политическая реальность

5239
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Главным видимым итогом голосования по поправкам к конституции стало открытие нового политического сезона в стране. И силовая составляющая является главным его действующим фактором. Обвинение журналиста Ивана Сафронова в шпионаже и арест губернатора Фургала, обыски и допросы сотрудников «Открытой России» и обыски в ФБК (признан иностранным агентом в РФ), преследования участников кампании «Нет» и наблюдателей из ассоциации «Голос» – кажется, все громкие новости последних недель так или иначе связаны с активностью силовиков.

Уже второе лето подряд в Москве вместо сезонного политического затишья происходят протесты. Десятки тысяч жителей Хабаровска выходят на улицу в поддержку Сергея Фургала. Общественная и политическая жизнь перешла на качественно иной уровень. ДОЛГ.РФ поговорил с участниками процесса о том, что происходит и к чему это все может привести.
«Думаю, всем было понятно, что внесение бессмысленных, преимущественно декларативных поправок в Конституцию преследовало вполне конкретную цель – консервацию режима Путина в условиях, когда рушится экономика, а вслед за ней и рейтинг президента», – говорит адвокат и политик из Санкт-Петербурга Аркадий Чаплыгин.
По его мнению, экономическая ситуация и антивирусные меры максимально озлобили россиян, привыкших к относительному спокойствию тучных нулевых.
«Разумеется, вероятность честной победы «Единой России» в 2021 году и преемника Путина в 2024 году стремилась к нулю. Поэтому и был предпринят этот нелепый ход: вносятся косметические изменения в Конституцию, делается вид, что изменения настолько существенные, что формируют новое государство, которым Путин ещё не правил, а поэтому его президентский срок, который начнётся через четыре года – первый.

Напомню, что в 90-х подобной уловкой хотел воспользоваться Борис Ельцин. И у него было на то больше оснований: он был избран на первый срок президентом РСФСР по «брежневской» (с последующими редакциями) Конституции 1978 года, президентом части федеративного государства – СССР, а на второй срок – президентом суверенной Российской Федерации по Конституции 1993 года. Но тогда Конституционный суд посчитал, что полномочия Ельцина как президента не прерывались и не трансформировались с обретением Россией независимости и новой Конституции. То, что суд в 2020 году согласился с доводами Путина, говорит о моральном разложении судебной системы, об утрате ей самостоятельности», – говорит Аркадий Чаплыгин.
О том, что активность спецслужб связана с голосованием по поправкам к Конституции говорит и сопредседатель движения «Голос» Роман Удот, отбывающий наказание в виде исправительных работ по уголовному делу 2018 года. По его словам, «накат» на гражданское общество начался еще до голосования, но с голосованием непосредственно связан. Российская власть вела очень невнятную политику и по коронавирусу, и по голосованию. Когда Путин предложил плебисцит в таком формате, было неприятно что процедуры все были нарушены, но людям какую-то однозначную оценку трудно было дать.

По мнению Романа Удота, социология из регионов была удручающей и власть поняла, что не будет блестящей победы. Это спровоцировало сначала фальсификации, а затем и активность силовиков. Властная верхушка впервые почувствовала шаткость своей позиции на фоне падающей экономики, цен на нефть и низких рейтингов доверия.
«Это качественно новый уровень. Элиты держались за Путина, потому что он берег их от общественного недовольства. Сейчас его рейтинг находится на самом низком уровне. И когда элиты все это наблюдали, то начали сильно переживать.

Они проиграли эти поправки. Вынуждены были пойти на такие фальсификации – в Белгородской области есть ТИК, где четные комиссии давали 91 %, а нечетные 92 %. Так они в две «полосочки» и выстроились, экзит-поллы расходились с официальными данными ЦИК, были аресты наблюдателей», – говорит Роман Удот.
Такая активность правоохранителей может быть связана еще и с тем, что во время режима самоизоляции многие политические процессы были поставлены на паузу. В преддверии голосования власть старалась не раздражать общество. Поэтому приговор по делу Светланы Прокопьевой, арест Ивана Сафронова, большие тюремные сроки для по делу «Нового Величия» решено было отложить до итогов голосования.
«Сами результаты голосования, которые властям пришлось подкручивать с помощью вбросов и приписок 22 миллионов голосов стали причиной для репрессий. Это и обыски у организаторов кампании «Нет», и новое уголовное дело против Навального с последующими обысками у него дома и в ФБК. Навальный и его команда рассматриваются правящим режимом как главная угроза для своего существования – поэтому после любого неблагоприятного для режима события, как правило, в ход идут обыски, уголовные и административные дела и другие способы давления именно против команды Навального.

Арест Сергея Фургала, думаю, связан с подготовкой к выборам в Государственную Думу и зачисткой политического поля от сильных политиков, находящихся на государственных должностях, но вне «Единой России». В конце прошлого года в отставку под давлением был вынужден уйти губернатор Иркутской области от КПРФ Сергей Левченко – один из трех губернаторов, победивших в последние годы единороссов на выборах. Теперь власти попытались устранить Фургала. Но, поскольку поддержка «Единой России» и президента Путина находится на рекордно низком уровне, арест Фургала вызвал взрыв негодования и массовые протесты в Хабаровском крае. Это свидетельство того, что политические репрессии и давление на независимых от власти политиков будут встречать все более массовое сопротивление со стороны гражданского общества», – говорит муниципальный депутат Константин Янкаускас.
Об усилении репрессивной составляющей говорит и участник кампании «Нет» Булат Халиуллин. Недовольство властью нарастает, и изменить этот тренд уже невозможно. Протесты – это только внешнее проявление недовольства. Власти могут попытаться их купировать, но новые очаги будут появляться в других местах. Но помимо политического, протесты все чаще приобретают и социальный окрас.
«На прошлой неделе прошли три забастовки иностранных рабочих: в Амурской области, в Москве и Санкт-Петербурге – везде требовали выплаты зарплат, которую им не платили несколько месяцев».

Для сохранения контроля власть будет прибегать и к новейшим электоральным нововведениям: многодневному и электронному голосованию. Только мы очнулись в новом конституционном порядке, как Госдума принимает закон о трехдневном голосовании на любых российских выборах начиная с 2021 года. Таким образом власть сможет лучше контролировать результаты ближайших думских и президентских выборов. Ну а с теми, кого не устраивает такой порядок, будут разбираться силовые органы.

Иван Афонин


Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"