Потребительское настроение россиян испортилось

1007
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

НИУ ВШЭ подготовил аналитический обзор потребительских настроений населения в апреле-июне 2020 года. Авторы исследования проанализировали результаты опроса примерно пяти тысяч россиян и отметили небывало резкое падение показателей. Единовременный обвал индекса потребительской уверенности на 19% и пессимизм самой активной с экономической точки зрения группы граждан заставляют опасаться, что грядет потребительский кризис.

По данным Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, второй квартал 2020 года охарактеризован существенным снижением индекса потребительской уверенности российских граждан: он потерял 19% от результатов прошлого квартала и оказался на отметке-30%.

Хотя данные показатели не являются рекордными (так, например, в 2015 году индекс опускался до -32%, в 2008-2009 годах – до отметки -35%, а в 1998-1999 годах – даже до -45%), столь скорый обвал беспрецедентен за все 20 лет исследований. Аналитики отмечают, что ранее в кризисные периоды индекс потребительской уверенности не терял свыше 14-15%, а отрицательный эффект был накопительным.

Негативная динамика просматривается во всех составляющих индекса потребительской уверенности:

  • Частный индекс произошедших изменений в экономике России, никогда не терявший более 25%, за прошедшие три месяца опустился на 37% до отметки -49%.
  • Перспективы развития экономики в течение года оцениваются менее пессимистично, однако нынешние показатели (-20%) все же ниже, чем при последней рецессии, когда значение было -18%. Хотя, по словам экспертов, ожидания населения в кризисных 2008-2009 годах были хуже и в январе-марте 2009 года находились на отметке -27%.
  • Индекс фактического изменения личного материального положения снизился на 14% до значения -22%.
  • Индекс ожидаемых изменений личного материального положения через год опустилось на 9% до отметки -14%.
  • Индекс благоприятности условий для крупных покупок сократился на 20%, а индекс благоприятности условий для сбережений – на 11%, что составило -44% и -45% соответственно.
Только 5% респондентов дали положительную оценку изменениям, произошедшим в экономике страны за квартал; тогда как в отрицательном ключе высказались 74% (ранее – 15% и 34%). О позитивных изменениях в будущем году говорят лишь 18% опрошенных, о негативных – 45% (ранее – 20% и 27%).

Тем не менее, мрачные настроения характерны не только для российских граждан. На фоне распространения коронавирусной инфекции и ограничительных мер, которые сказались на работе многих предприятий, во всех европейских странах наблюдается обвал потребительской уверенности.

Проще всего пришлось государствам Северной Европы, в которых были введены менее строгие ограничения и где государство оказало серьезную поддержку бизнесу – Швеции и Дании. Однако в пятерку стран с самыми низкими показателями наряду с Россией вошли также Греция, Словения, Испания и Португалия. При этом российская позиция в рейтинге практически неизменна: россияне давно дают низкую оценку экономике страны и собственному материальному положению.

Действительно серьезным негативным моментом, по словам специалистов Центра, является то, что нарушилось возрастное распределение потребительских настроений и наиболее пессимистичные ожидания теперь наблюдаются у представителей среднего класса, к которому относятся люди в возрасте от 30 до 49 лет.
В период коронавирусной атаки люди старшего поколения получили поддержку государства, а многие представители самой экономически активной группы населения как раз лишились – частично либо полностью – источников дохода. Дальнейшее уменьшение числа граждан средневозрастной группы и падение индекса их потребительской уверенности могут нанести существенный удар по экономике страны и негативно сказаться на социально-политической ситуации. И на сегодняшний день главной задачей, по мнению экспертов, является минимизация кризисных и пандемических потерь и восстановление психологического равновесия населения.

Опыт европейских стран показал, что через несколько месяцев после снятия карантина наметились тенденции к восстановлению потребительских настроений. Так как ограничительные меры в Европейском Союзе были введены и сняты раньше, чем в России, можно предположить, что к третьему кварталу 2020 года ожидания населения улучшатся.



Ольга Александрова

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"