Семейное дело: как в России развивается фамильный бизнес
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги
Согласно данным Европейской федерации семейного бизнеса 65-80 % всех компаний в Европе – это семейные предприятия. Они создают до 50 % рабочих мест для наемных работников.
При этом семейный бизнес важен не столько потому, что вносит значительный вклад в развитие экономики, а сколько из-за долгосрочной стабильности, которую несут в себе семейные предприятия:
-
Они создают истинные предпринимательские ценности, культуру приверженности и полной ответственности за собственный бизнес.
-
Они способны принимать взвешенные решения на долгосрочную перспективу, даже если это означает потерю некоторой краткосрочной прибыльности.
-
Семейные предприятия ответственно реинвестируют прибыль, предпочитая акционерное, а не долговое финансирование.
-
·Их называют в Европе «естественными инкубаторами» предпринимательской культуры, потому что они воспитывают последующие поколения предпринимателей.
Российские политики отлично понимают, что и в нашей стране может быть также, но идут к изменениям крайне медленно.
Что сейчас происходит в данном сегменте на законодательном уровне, и чего на самом деле не хватает российским семейным предприятиям, разбирался портал ДОЛГ.РФ.
Как в России
В России огромное количество предприятий, которые были организованы семьями. Точной статистики пока нет. Их никто не считал. Соответственно и никаких программ государственной поддержки, льгот и иных бонусов для семей предпринимателей не существует.
Однако к завершению движется обсуждение законопроекта, который должен внести изменения в законодательство о МСП и ввести официальное понятие «семейный бизнес». Также в реестре субъектов МСП появится запись, которая будет выделять семейный бизнес в отдельную категорию. Авторы законопроекта утверждают, что поправки нужны для того, чтобы в будущем выдавать семейным предпринимателям социальные гарантии и урегулировать трудовые отношения. Впрочем, какие именно – не уточняется.
Вполне вероятно, что истинная цель пока состоит только в поголовном пересчете семейных МСБ, а не в реальной помощи.
Чего же ждут действующие семейные предприятия от государства портал ДОЛГ.РФ узнал у самих бизнесменов.
В случае закрытия семейного дела, без работы остаются, как минимум, сразу два члена семьи, и чаще всего это оба родителя — это повышенный риск
Олеся и Дмитрий Тыщенко, создатели брендингового агентства «Горчица», г. Москва
В 2013 году в их семейную команду влился арт-директор из международного агентства, и с 2014 рекламное агентство «Виктория» было реорганизовано в брендинговое агентство «Горчица».
Поэтому сейчас ее семья борется за возрождение культуры ведения семейного бизнеса в России. Одним из инструментов стал их клуб владельцев семейного бизнеса «Кураж».
Вот почему помощь от государства действительно необходима, но в целом по тем же самым направлениям, что и для обычного бизнеса: дополнительное льготное налогообложение, кредиты с более интересными ставками и тому подобное.
Семья Тыщенко отметила, что формулировка нового законопроекта о том, что семейным считается бизнес, в котором больше 50 % сотрудников — это родственники, не совсем верна.
«Нам нужны специальные программы кредитования и налоговые вычеты»
Дмитрий и Татьяна Корнеевы, основатели международной школы балета «Балет с 2 лет». Более 50 филиалов в России, по одному филиалу в Швейцарии, ОАЭ и Казахстане.
Балетная школа Дмитрия и Татьяны Корнеевых выросла из небольшого семейного бизнеса в международную сеть с развитой филиальной сетью. Однако до сих пор это именно семейный бизнес: всеми процессами руководят супруги, они же выступают главными идейным двигателями развития школы несмотря на то, что наняли действительно большую команду.
Он уверен, что преимуществ у семейного бизнеса и без поддержки государства достаточно, но все это связано именно с отношениями внутри семьи, с ответственностью за общее дело, с взаимной поддержкой, а малый бизнес действительно стоит поддерживать больше и тогда будут появляться, а главное — оставаться, семейные предприятия. Тогда же придут в малый бизнес инвестиции и семейных компаний будет становиться всё больше. Популяризация малого бизнеса привлечет в сектор много новых людей, семей и количество субъектов семейного бизнеса само по себе вырастет.
Внутри семьи нет никаких учредителей и гендиректоров — все должны быть равны
Валентина и Анастасия Шмаковы, собственницы сети барбершопов «Щегол». Первый «Щегол» открылся в 2013 году. Сейчас у сети три заведения в Москве.
Валентина и Анастасия Шмаковы уверены, что семейный бизнес должен быть огражден от сложностей, связанных с тем, что только учредитель, или только генеральный директор или только тот, кто имеет большую долю в компании, наделяется правом совершать юридически значимые действия.
Семейным предприятиям однозначно будет интересна ситуация с равноправным представлением интересов компании в налоговой, банке, у нотариуса, в судах и прочих инстанциях», — считают сёстры-предприниматели.
По их словам, зачастую в семейном бизнесе кто-то номинально играет роль руководителя, хотя по факту идет обоюдное участие в управлении фирмой. Но так как нужно юридически кого-то оформить директором, то предпринимателям приходится соблюдать законодательство. И это не означает, что кто-то менее заинтересован в развитии бизнеса, принимает меньшее участие или несет меньшую ответственность.