Социальным инженерам противостоит тревожность россиян. Однако объем хищений средств граждан из банков вырос

Жертв стало меньше, но только жертв социальной инженерии

3 минуты
Социальным инженерам противостоит тревожность россиян. Однако объем хищений средств граждан из банков вырос

Как следует из обзора отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств Банка России, главным средством для злоумышленников остается социальная инженерия. Показательно, что ее доля в общем объеме снижается, при этом в удаленных каналах связи она по-прежнему достигает более 80%. Значительное падение «эффективности» способа зафиксировали только в махинациях с оплатой товаров и услуг в интернете и кражах через банкоматы.

По итогам второго квартала 2021 года число операций без согласия клиентов составило почти 237 тыс. против 192,6 тыс. в аналогичном периоде 2020-го. По сравнению с первым кварталом показатель изменился незначительно: тогда он составлял 237,7 тыс. случаев. Общий объем операций в денежном эквиваленте за год вырос с 2,2 млрд руб. до чуть более 3 млрд руб. При этом значительно сократилась доля возвращенных средств (с 12,8% от общего объема до 7,4%).

Количество несанкционированных операций с помощью банкоматов, терминалов и импринтеров выросло за год на 115,4% (до 20,4 тыс. операций). При оплате услуг через интернет — на 13,6 тыс. (до 166,7 тыс.). Рост числа операций без согласия в системе дистанционного банковского обслуживания во втором квартале 2020 года по сравнению аналогичным периодом 2020-го составил 67% и достиг 48,9 тыс. В системе обслуживания юрлиц показатель вырос на 21,6% (до 984 случаев).

В отчетном периоде 2021 года существенно вырос объем возмещений по всем направлениям, кроме оплаты товаров и услуг в интернете. Но увеличение было зафиксировано только в натуральном выражении, доля же возмещенных средств в объеме операций без согласования снизилась. Также, во втором квартале 2020-го по ОБС (обособленный банковский счет) через банкоматы, терминалы и импринтеры было возмещено 127,9 млн руб. (18,2%), в отчетном периоде 2021-го эти показатели составили 435,6 млн руб. (3,9%).

По данным ЦБ, во втором квартале 2021-го на 143% выросло число атак на клиентов банков с использованием методов социальной инженерии — до 11,2 тыс. Фишинговые атаки на клиентов увеличились на 99% — 583 до почти 1,2 тыс. случаев. Попытки эксплуатировать уязвимости программного обеспечения (ПО) у клиентов сократились на 70% и во втором квартале 2021 г. было зафиксировано всего 56 случаев. Атаки на сами банки с использованием вредоносного ПО выросли на 9% — до 112 случаев.

Инфографика- без согласия-03.jpg

По мнению профессора базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления Москвы ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Натальи Продановой, снижение доли социальной инженерии в мошеннических схемах пока нельзя назвать устоявшимся трендом.
«Действительно, социальным инженерам сложно противостоять, они психологи, которые чутко чувствуют особенности человеческой натуры — любопытство, страх перед властными структурами, желание помочь попавшему в трудную ситуацию знакомому, а иногда и желание немного подзаработать. Вместе с тем, нельзя и отрицать тот факт, что финансовая грамотность населения неуклонно растет. Умение управлять своими деньгами сегодня становится основным жизненным навыком человека «разумного». Методы социальной инженерии все больше подвергаются огласке, схемы возможных мошеннических действий обсуждаются в социальных сетях. Сегодня уже никого не удивишь телефонным мошенничеством. Но мир меняется, будет появляться все новые манипуляторные техники и приемы», — говорит Наталья Проданова.

Управляющий партнер ООО «Медиа-Сервис», бизнес-консультант Елена Пичугина отметила, что снижение использования социальной инженерии объясняется скорее не повышением финансовой грамотности, а ростом тревожности у населения.
«Повышенная тревожность, как любой фактор в человеке, несет в себе определенные плюсы и минусы. Сейчас у нашего общества наблюдается повышенный уровень тревожности, и она выражается в потребности подтверждения всего происходящего. В этой ситуации тревожность проявляется в плюс, но, к сожалению, она не связана с осознанностью, повышения финансовой грамотности я не наблюдаю», — уверена Елена Пичугина.

Показательно, что в 2020 году телефонные мошенники заработали на обманах около 150 млрд руб., подробнее — в материале ДОЛГ.РФ «“Доходы” телефонных мошенников озадачили Центробанк».

Нравится 233
Ха-ха 98
Удивительно 62
Грустно 53
Возмутительно 53
Не нравится 53




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также