У МФО нашли нелегальные способы заработка

1376
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Юрий Воронин, главный финансовый уполномоченный РФ, сообщил, что некоторые микрофинансовые организации (МФО) нелегально зарабатывают, взимая плату за дополнительные услуги, которые предоставляются либо безальтернативным способом, либо фактически другими лицами. Среди нарушений были названы взимание платы за сам факт заключения договора, пользование сервисом по подбору микрозаймов и даже за помощь в погашении кредита, которое фактически проводилось банками.

Всего с января по октябрь 2020 года к финомбудсменам были направлены 591 жалоба. По ним было вынесено 114 решений.

В пресс-службе СРО «МиР» отметили, что пока преждевременно давать оценку взаимодействия финомбудсменов и МФО, поскольку данный способ урегулирования был введен только в 2020 году. Недостаточно данных для того, чтобы делать выводы о конкретных типах правонарушений и об эффективности взаимодействия по ним. Финомбудсмены вынесли решения всего по 114 случаям, при том, что на микрофинансовом рынке есть 1,4 тыс. игроков. Но, несмотря на это, в СРО «МиР» считают, что любое взаимодействие, направленное на защиту прав потребителей финансовых услуг, априори не может быть бесполезным — это опыт, который в любом случае ложится в основу бизнес-процессов.

Маскировка дополнительных услуг отличается по исполнению, но суть одна: сама МФО или компания-псевдоброкер взимает плату за информационные услуги. При этом клиенты в подавляющем большинстве случаев не подозревают, что дают согласие на списание денег. Обычно условия прописаны мелким шрифтом под ярким рекламным баннером компании, а галочка, подтверждающая согласие, уже проставлена за пользователя, говорит Анна Романенко, директор департамента по связям с общественностью компании «Лайм-Займ». Сейчас как регулятор, так и сами игроки рынка пытаются бороться с подобного рода практиками, однако там есть юридические подоплеки.
«Компании-брокеры — это не новое явление для рынка. Часто они получают официальный статус оператора данных и работают как рекламные агенты, предоставляя своим пользователям информационную услугу: подбор того и иного предложения по займам. За сутки такие агенты способны привлечь более 1 тыс. клиентов, при этом их деятельность не связана с микрофинансированием. Стоимость подписки обычно размещается в неочевидном месте на сайте и прописывается мелким шрифтом. Бороться с такой активностью — то же самое, что выдвигать обвинения против любого финансового консультанта или посредника между прямой продажей и клиентом», — пояснила Анна Романенко.
Надежда Димченко, директор по продажам МФК «МигКредит», рассказала ДОЛГ.РФ, что на рынке действительно есть компании, которые пытаются всеми силами увеличить свой доход за счет комиссионных продуктов. Но это негативным образом влияет на оборачиваемость клиентов, то есть повторное обращение в компанию. Даже если клиент не обратится с жалобой к ЦБ, то это точно не добавляет компании баллов, и клиент наверняка предпочтет сотрудничать с другой МФО.
«Лучше прорабатывать преимущества того или иного кросс-продукта с подразделениями продаж, чтобы они могли понятно донести ценность этого продукта или услуги до клиентов. Мы вообще выбрали для себя стратегию наращивания продаж допуслуг вне тела займа. То есть мы рассказываем о таких продуктах, однако их приобретение остается полностью на усмотрение заемщика, на условия займа его решение не оказывает никакого влияния», — сказала Надежда Димченко.
Представитель «Лайм-Займ» указала, что для того, чтобы обезопасить себя, пользователю следует переходить по прямой ссылке на сайт МФО, не пользуясь витринами-подборками компаний на рекламных сайтах. Помимо этого, стоит очень внимательно читать условия договора. По рекомендации ЦБ все компании из реестра важную для клиента информацию обязаны делать как можно более заметной и понятной, «автоматических галочек» также не должно быть.


Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги