За удаленную работу стали платить меньше

2268
Время чтения - 3 минуты
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги

Портал Superjob провел исследование, в рамках которого выяснил, что работодатели стали реже компенсировать затраты сотрудников. В 2020 году, с учетом перехода ряда работников на удаленную работу, компенсировать затраты «из дома» не требуется: 25 % работодателей не выплачивают компенсации офисным сотрудникам, 35 % не заботятся о дистанционных работниках, а 44 % не собираются доплачивать тем, кто был переведен на удаленный формат деятельности из-за пандемии коронавируса.

В «компенсационный пакет» стандартно входят возмещение за интернет, мобильную связь, транспортные расходы, обучающие курсы, корпоративные мероприятия, полисы дополнительного медицинского страхования (ДМС), бесплатное питание, оплата путевок, занятий фитнесом и другие блага. В Superjob уточнили, что в 2018 году только у 9 % работодателей не было «компенсационного пакета». Таким образом, количество предпринимателей и организаций, слабо интересующихся нуждами сотрудников, увеличилось в 3-5 раз.

Сокращение пакета связано с сокращением компенсаций на питание на рабочем месте и транспорт. Сокращение ДМС вряд ли возможно в такой краткосрочной перспективе, поскольку обычно договоры со страховыми компаниями заключаются на год, считает Жанна Волкова, директор по маркетингу Kelly Services.

Кризис ускоряет процессы, которые уже были запущены ранее, уверен Виктор Миронов, управляющий директор консультационной группы «ТИМ». По его словам, компенсация мобильной связи была актуальна 15 лет назад. Теперь, с мобильным интернетом и мессенджерами, расходы можно минимизировать даже в иностранных командировках (которых в 2020 году по факту нет). Итог: компенсации не являются сколько-нибудь мотивирующим фактором. Чувствительны к ним только самые низкооплачиваемые позиции, которым и ранее ничего не компенсировали.
«Что касается компенсаций «домашних» расходов сотрудников на «удаленке», здесь компании исходят из принципа: то, что у сотрудника и так есть, компенсации не требует, а то, что нужно для более эффективного исполнения обязанностей — нужно предоставить. Странно компенсировать домашний интернет, который и так есть у всех. Работники не ездят на транспорте, питаются дома — это из статьи экономии. А вот если для работы нужна дополнительная техника (например, принтер), то эти расходы работодатель должен взять на себя», — считает Виктор Миронов.
Эксперт отметил, что отношения между компанией и сотрудниками все больше переходят на партнерскую почву. С этим согласился и Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ», указавший, что лучше подождать, пока ситуация улучшится и дополнительные выплаты будут восстановлены, чем столкнуться с банкротством своей компании.

Культура удаленной работы в РФ еще не сформировалась и по-прежнему считается экзотикой в отраслях, не связанных с IT, указал Илья Данцкер, консультант по трудовым отношениям, автор проекта «КадроДел». По его мнению, работодатели воспринимают саму возможность удаленной работы как «льготу» работникам, поэтому предоставление других компенсаций выходит, по мнению большинства, за рамки разумного. Снижение прибыли от пандемии только усиливает такие настроения в управленческой среде.
«Дистанционный формат ослабляет контроль над работниками со стороны работодателей, что доставляет российским предпринимателям и организациям сильный дискомфорт — еще один явный признак не сформировавшейся культуры удаленной работы. Некоторые работодатели опасаются трудностей, связанных с трудовыми конфликтами и увольнением «удаленщиков», ведь обычные бюрократические процедуры, предписываемые для таких случаев ТК РФ, в дистанционном формате многократно усложняются», — пояснил Илья Данцкер.
Против «удаленки», по словам эксперта, играет также неопытность в организации электронного документооборота.

Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги