Арбитражные управляющие будут получать рейтинговые баллы

2 минуты
Поделиться новостью:
Арбитражные управляющие будут получать рейтинговые баллы

По информации сайта Regulation.gov.ru, в качестве поправок в закон «О несостоятельности» будет рассмотрен вариант присвоения персональных рейтингов арбитражным управляющим для повышения добросовестности выполнения возложенных на них обязанностей, а также для повышения личной конкурентоспособности по сравнению с другими профессионалами. В частности, в закон № 127-ФЗ будут введены ст. 44.1 и 44.2, в которых объявляется о создании Единого регистра арбитражных управляющих, а также критериях начисления персональных баллов для рейтинга.

Суть изменений:

  1. Регистр арбитражных управляющих вводится для того, чтобы в случае, если кредитор не представил свою кандидатуру должностного лица, суд мог назначить профессионала «случайным образом» из регистра. Судьи будут направлять официальный запрос, и Регистр в случайном порядке определяет подходящую для ведения банкротства кандидатуру. Пока информация о том, какой государственный орган будет составлять Регистр, отсутствует.

  2. В Регистре будут присутствовать следующие сведения об арбитражном управляющем: Ф.И.О., персональный рейтинг, регионы страны, в которых он работает (не менее 2 субъектов РФ), наличие или отсутствие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, возможность его использования в качестве «случайного» управляющего судами или отказ от нее, возможность участия должностного лица при банкротстве стратегических компаний, финансовых организаций, застройщиков, а также о наличии или отсутствии судимости.

  3. Для того, чтобы арбитражный управляющий мог получить максимальный рейтинг, учитывается вся его работа. Критериями оценки будут выступать количество погашенных долгов в расчетном периоде, сумма пополнения конкурсной массы от продаваемой недвижимости, а также насколько арбитражный управляющий сумел добиться повышения цены актива на торгах. Также будет учитываться рейтинг эффективности компании, в которой работает управляющий, и СРО, в которой он состоит.

Рейтинг арбитражного управляющего может понижаться:

  • на 5%, если кредиторы в судебном порядке признают, что должностное лицо совершало незаконные действия;

  • на 10%, если профессионала оштрафуют в соответствии с КоАП РФ;

  • на 25%, если арбитражный управляющий будет дисквалифицирован от ведения процедуры банкротства;

  • на 50%, если кредиторы добьются взыскания с должностного лица убытков из-за его деяний.

Конкретные формулы расчета рейтинга пока не представлены, законопроект ожидает замечаний и корректировок.

У меня скорее негативное отношение к данной инициативе. Дело в том, что совершенно не ясно, как определять добросовестность арбитражных управляющих. Работу управляющих в процедурах банкротства сложно оценить по общим критериям, так как всегда бывают свои нюансы, которые влияют на проведение процедуры.

Кроме того, если брать причины снижения предполагаемого рейтинга – сейчас управляющий может быть дисквалифицирован за две жалобы, с введением рейтинга появится просто еще один рычаг для давления на управляющих.

На мой взгляд, стоило бы рейтинговать не самих арбитражных управляющих, а их СРО. Но здесь также надо думать про критерии оценки и приглашать к обсуждению самих управляющих.

2 августа 2019
Иван Рыков
Президент Ассоциации специалистов по работе с проблемными активами

Создание регистра АУ сама по себе неплохая идея. Это позволит кредиторам получить близкую к объективной оценку работы арбитражного управляющего при выборе кандидатуры для утверждения в деле о банкротстве. Критерии должны быть понятны и объективны всем участникам рынка. Скорость и сложность банкротства таковыми не являются и трудно поддаются оценке, зависят от фактических обстоятельств дела. То же касается и повышения цены на аукционе - сложно уловить, чьи заслуги в приобретении имущества на торгах по высокой цене. Объем удовлетворения требований - также не всегда показатель проведенной работы. Все эти параметры во многом зависят от «исходных вводных» по процедуре, и в меньшей степени от действий самого АУ. А вот что касается жалоб, установленных судом действий (бездействия), не соответствующих закону - такой параметр можно использовать в качестве оценки. В настоящее время ЕФРСБ и картотека арбитражных дел уже позволяют сделать такой анализ конкретного АУ - есть возможность посмотреть сообщения, опубликованные с возможным нарушением сроков, частоту жалоб на АУ и итоги их рассмотрения.

Радует, что речь пока не идет о лишении кредиторов возможности выбора кандидатуры арбитражного управляющего. Изменять существующий порядок утверждения арбитражных управляющих не стоит. Выбор арбитражного управляющего - право кредитора. Ведь нельзя отменять и коммерческую/маркетинговую составляющую в деятельности арбитражных управляющих. Если порядок выбора кандидатуры окончательно автоматизировать - рынок попросту встанет, и начнет искать альтернативы выбору АУ или банкротству.

27 августа 2019
Константин Суныгин
Арбитражный управляющий, эксперт по субсидиарной ответственности
Читайте также