«Битва» жителей с управляющей компанией дошла до Верховного суда

2708
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Жители Приморского края пожаловались на свою управляющую компанию (УК), которая не занималась уборкой подъездов и дворов, нерегулярно вывозила мусор, не реагировала на жалобы квартирантов и взимала деньги за услуги, которые фактически выполнить невозможно. Чтобы наказать коммунальщиков, граждане обратились во все инстанции: от жилищной инспекции до администрации города и прокуратуры. Также, потерпевшие обратились в суд, но, дойдя до кассационной инстанции, столкнулись с тем, что штрафовать УК отказались, хоть и обязали ее вернуть деньги потребителям. Граждане пытались доказать актами с фотоотчетами, что штрафовать УК есть за что, но суд был непреклонен — жители многоквартирных домов не соблюли досудебный порядок урегулирования конфликта. В деле разбирался ВС РФ.

Принимая решение об отказе штрафовать УК, суд кассационной инстанции исходил из того, что штраф взыскивается с поставщика услуг в случае, если он сам отказался добровольно урегулировать спор. Информации о том, что граждане пытались урегулировать конфликт в досудебном порядке, не было.

Однако ВС РФ счел иначе. Он указал, что с поставщика услуг в соответствии с Законом о защите прав потребителей может взыскаться штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу граждан, если он добровольно не устранил все недостатки. Однако под понятием «добровольность» не стоит понимать обязательное соблюдение досудебного порядка. В России отсутствуют какие бы то ни было нормативные акты, обязывающие потребителей ЖКХ-услуг в обязательном порядке соблюдать досудебный порядок урегулирования споров. Когда жители многоквартирных домов обращались в суд, УК своей вины не признала, но нижестоящие инстанции сочли требования истцов обоснованными. Уже исходя из этого УК могла бы предпринять меры к устранению своих недочетов в оказании услуг, но этого сделано не было. В связи с этим УК должна не только вернуть деньги потребителям, сделав перерасчет, выплатить компенсацию морального вреда, но и оплатить штраф.

В случае оказания некачественных коммунальных услуг, в первую очередь, гражданам стоит обратиться в компанию, которая их предоставляет. Дополнительно можно еще обратиться в жилищную инспекцию, советует руководитель практики в сфере ЖКХ, экологии и природопользования Московской коллегии адвокатов «Арбат» Сергей Сергеев.

«УК должна отвечать за качество своих услуг. В первую очередь надо пожаловаться туда: написать письменное обращение, получить отметку о доставке этого обращения в организацию. Коммунальщики обязаны будут ответить и принять меры по устранению недостатков. Если это не работает, то можно смело писать в жилищную инспекцию. Обязательно нужно приложить туда копии обращения в УК, фотографии некачественных работ (например, мусор, грязь, отваливающаяся краска). Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) проведет проверку и даст УК предписание устранить нарушение. В случае, если она этого не сделает, УК ждет суровый штраф, который может достигать 350 тыс. руб.», — говорит эксперт.

Если обращения и в УК, и в ГЖИ оказались безрезультатными, адвокат рекомендует собственникам жилых помещений обратиться в суд и обязать УК устранить все недостатки по качеству работ и услуг. На отношения между жильцами и УК распространяется Закон о защите прав потребителей. Собственникам квартир доступны все предоставленные этим законом опции: снижение стоимости работ, взыскание штрафов, морального вреда, неустоек.

Самым радикальным методом решения проблемы, по словам Сергея Сергеева, является смена УК на общем собрании собственников жилья. Если претензии, ГЖИ и суд не помогли, остается сменить поставщика ЖКХ-услуг на другого, который бы соответствовал ожиданиям граждан.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"