О необходимости создания бесконфликтной среды и снижения напряжения в общении фискального органа с налогоплательщиками на полях Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) заявила заместитель начальника правового управления Федеральной налоговой службы (ФНС) Алена Зайцева. В качестве одного из механизмов «перезарузки» отношений с плательщиками ФНС и экспертное сообщество видят налоговую медиацию.
Алена Зайцева пояснила, что ФНС налоговая Медиация будет привлекательным механизмом на основании двух факторов. Во-первых, опыт зарубежных юрисдикций, где применяется норма, является положительным. Даже простое участие в медиации, без достижения консенсуса, показывает противоборствующим сторонам возможность мирного урегулирования спора, которую они затем могут экстраполировать на другие ситуации. Во-вторых, как считает представительница ФНС, — абсолютно безвредный механизм. Однако, несмотря на его преимущества в части урегулирования налоговых споров, в РФ он пока еще остается в зачаточном состоянии.
Она также предупредила, что процесс внедрения медиации в налоговые споры вряд ли будет быстрым, как того желает профессиональное сообщество. Представительница ФНС считает, что применению механизма на практике должна предшествовать детальная аналитическая и законодательная работа, в том числе, по уточнению полномочий налоговой службы в этой процедуре, а также по определению случаев и стадий, где мог бы применяться подобный инструмент.
При этом профессиональное сообщество не согласно с тем, что для медиации (в том числе налоговой) требуются какие-то дополнительные тонкие законодательные настройки. С 2019 года в РФ уже действует о медиации. Кроме этого «примирительные» процедуры, как подчеркнул советник Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного суда РФ Алексей Солохин, давно и вполне успешно применяются в судах. Один из первых таких примеров — мировое соглашение ФНС и организатора дисконтной системы «Малина», которое было заключено еще в 2012 году, без каких-либо специальных законодательных норм. В качестве полноценного участника медиации (и даже ее инициатора), как считает Алексей Солохин, сегодня вполне успешно может выступать суд.
Этой же точки зрения придерживается и организатор «Клуба медиаторов» Сергей Хаванский. Основными препятствиями к более активному внедрению налоговой медиации в РФ эксперт называет неосведомленность и инертность сторон (в том числе ФНС). Сергей Хаванский также полагает, что медиацию невозможно заключить в какие-либо законодательные рамки, ведь процесс переговоров не может идти по единому для всех сценарию.
Что касается ситуаций, в которых может примяться (их ограничение в ФНС также считают необходимым) то, как показывает международная практика, механизм может применяться для урегулирования абсолютно любых споров. Об этом заявил партнер международной организации Grant Thornton (Великобритания) Дэвид Фрэнсис. В Соединенном Королевстве налоговая существует 10-15 лет и часто заменяет судебные процессы. Медиацию можно применять для решения любых налоговых споров и на любой их стадии. По словам эксперта, в 2020-м в Великобритании с помощью медиации было рассмотрено более 1 тыс. дел, 90% из этих споров были решены полностью или частично.
Однако ряд ограничений, как отмечает профессор кафедры финансового права МГЮА Лана Арзуманова, все же должен быть. Например, запрет на использование был бы логичен в ситуациях, когда на этот механизм требуются гораздо большие финансовые затраты, чем составляют требования налоговиков. Речи о применении медиации, по мнению профессора, не должно идти в тех ситуациях, где есть уголовно наказуемые нарушения и нарушения важнейших принципов налогового права.
О необходимости создания системы медиации заявил и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Она, по мнению уполномоченного, позволит «оперативно решать наиболее болезненные вопросы предпринимателей. Например, истории, когда из-за пары рублей могут заблокировать счет» (цитата по ТАСС). Борис Титов также уверен, что станет большим подспорьем и для самих налоговых органов.