Имущество супругов разделил Верховный суд

1138
Время чтения - 3 минуты
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

До Верховного Суда РФ дошел спор семьи Морозовых (фамилия лиц изменена — прим. ред.), которые делили имущество после развода (дело № 117-КГ20-2-К4). Дело осложнилось тем, что супруги 9 лет проживали совместно без официально зарегистрированного брака, а штамп в паспорте появился лишь на 2 года, после чего последовал развод.

До официально зарегистрированного брака муж семейства заключает договор купли-продажи квартиры с юридическим лицом. По заверениям жены, жилье покупалось на их общие деньги. Позднее мужчина и женщина официально женятся, и уже в период брака квартира регистрируется в Росреестре.

В бракоразводном процессе супруга заявила, что имеет право на долю в квартире, поскольку фактически она жила совместно с мужем все 11 лет (как в официальном, так и в неофициальном браке). В жилье она вкладывалась так же, как и ее супруг.

Несмотря на доводы женщины, суд первой инстанции отказал в признании за ней доли на квартиру. Он указал, что договор купли-продажи недвижимости был заключен ее супругом до официального брака, и потому жилье не считается совместно нажитым имуществом. Суд также выяснил, что жена внесла за квартиру всего 20 тыс. руб. при том, что сама недвижимость по договору стоила 100 тыс. руб. Остальные деньги были выплачены мужем.

Апелляция и кассация не согласились с выводами суда первой инстанции и напомнили, что по ч. 2 ст. 558 Гражданского кодекса (ГК) РФ договор купли-продажи недвижимости считается заключенным с момента государственной регистрации. Поскольку квартиру зарегистрировали в Росреестре уже после вступления супругов в официальный брак, жилье признается совместно нажитым имуществом, и жене полагается половина квартиры.

ВС РФ счел необходимым оставить в силе решение первой инстанции. Он указал, что в договоре купли-продажи квартиры отдельно оговаривался пункт, что мужчина-покупатель не состоит в браке и покупает недвижимость на личные деньги. Тот факт, что жена единожды во время брака частично оплатила долг мужа за покупку квартиры, не означает, что имущество стало принадлежать частично ей.

Определение ВС РФ по этому делу можно только приветствовать как одновременно законное, справедливое и логичное, считает адвокат Сергей Макаров, советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ. Юрист отметил, что факт заключения договора должен иметь бесспорный приоритет перед фактом регистрации перехода права собственности, которая носит лишь правоподтверждающий характер. Эксперт подчеркнул, что заключение договора — это момент волеизъявления сторон договора, то есть момент, зависящий лишь от сторон, в отличие от любой регистрации. Она, во-первых, является производной от заключения договора, во-вторых, ее датировка не зависит от сторон.
«Отдельно хочу отметить то, что ВС РФ в точном соответствии с законом последовательно настаивает на том, что браком, влекущим возникновение совместно нажитого имущества, является лишь официально зарегистрированный брак. И это можно оценить исключительно положительно в свете того, что периодически звучат призывы к пересмотру одного из важнейших постулатов отечественного семейного права о недопустимости приравнивания фактических брачных отношений, какими бы долгими они ни были, к официальному браку», — пояснил Сергей Макаров.
Советник ФПА РФ напомнил, что обезопасить имущество в браке можно лишь четкостью в оформлении всех правоотношений: официальной регистрацией — в отношении брака, платежными документами — в отношении даты осуществления платежей, имущественными и финансовыми документами — в отношении подтверждения происхождения средств, за счет которых эти платежи были осуществлены. Если же на момент регистрации брака у супругов или у одного из них имеется какое-либо имущество, целесообразно еще до момента регистрации брака урегулировать эти имущественные аспекты с помощью заключения брачного договора.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"