Конституционный суд нашел пределы миссионерской деятельности

1556
Время чтения - 2 минуты
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги

Житель Новосибирска (по религиозным убеждениям — кришнаит) организовал митинг на городской площади и раздавал гражданам литературу и ритуальную пищу, чтобы убедить их стать последователями вероучения. Об этом стало узнала ФСБ и возбудила административное дело по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ. Согласно ей, религиозному деятелю может грозить штраф до 50 тыс. руб. Житель Новосибирска своей вины не признает, указав, что он обращался в администрацию города и согласовывал митинг. Однако в ФСБ, опираясь на положения закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», сочли, что городская площадь не предназначена для миссионерской деятельности — дело дошло до Конституционного суда.

Гражданин счел, что подобное ограничение нарушает его право на свободу вероисповедания и беспрепятственное распространение учения. Жалоба дошла до КС РФ. Суд указал, что миссионерская деятельность, связанная с поиском и привлечением религиозных единомышленников, может проводиться в храмах некоторых общественных и образовательных организациях, в местах паломничества и на кладбищах. В других местах миссионерская деятельность возможна, но с соблюдением требований общественной безопасности. В особенности это касается случаев публичного проведения ритуальных обрядов.

При этом КС отметил, что ответственности можно было бы избежать, если бы кришнаит нейтрально информировал граждан об особенностях религиозного учения. Подача информации в нейтральной форме не считается миссионерской деятельностью.

О том, где грань между миссионерской деятельностью, пропагандой и нейтральным информированием ДОЛГ.РФ спросил у адвоката Татьяны Беловой, заместителя председателя коллегии адвокатов «Европа-Азия», заведующей кафедрой предпринимательского права юридического факультета РГГУ.

В отличие от миссионерской деятельности, нейтральное информирование не должно иметь цели вовлечения слушателей в ту или иную религию либо в деятельность религиозного объединения. Потому ключевой критерий для привлечения граждан к ответственности (или освобождения от нее) выступает цель проводимого мероприятия.

По словам адвоката, к признакам нейтральной подачи информации можно отнести сведения о каких-либо фактах или событиях, подлежащих оценке. Информация должна быть подана лишь в качестве приглашения к обсуждению фактов без навязанного отношения к ним. Если представленная информация направлена на вовлечение в осуществление религиозной деятельности, содержит призывы, лозунги, либо выражает личное отношение выступающих к тому или иному вероучению, то данные сведения не соответствуют принципу нейтральности повествования.

Татьяна Белова отмечает, что аналогичный подход применяется и при разграничении понятий пропаганды и нейтрального информирования о деятельности экстремистских организаций, фашистской символике, нетрадиционных видах отношений между людьми. Для того, чтобы избежать ответственности при публичном распространении информации, нужно распространять сведения в рамках произведений науки, литературы, искусства, а также в информационных, учебных и просветительских целях при условии осуждения терроризма, фашистского режима или нетрадиционных видов гендерных отношений, не допуская какие-либо признаки их пропаганды или оправдания.

Лицо, получающее рассмотренные выше виды информации, должно дать им сознательную оценку, ориентируясь на пределы дозволенного и разрешенного поведения, отметила адвокат. Эксперт указал, что при этом законодатель должен заблаговременно предупреждать наступление негативных последствий, в том числе в виде предусмотренной законом ответственности.


Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги