Отказали в регистрации юридического лица: что делать?
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги
Недавно ФНС напомнила, что налоговые инспекции вправе приостанавливать государственную регистрацию юридических лиц или вовсе отказывать в регистрации компаний. И если представитель организации не согласен с принятым решением, его нужно обжаловать в досудебном порядке.
Если решение принято от лица самой инспекции или ее рядового сотрудника, то жалоба подается в инспекцию, принявшую спорное решение. Но, если решение было принято руководителем инспекции, то жаловаться нужно в вышестоящий налоговый орган, а именно в управление ФНС по региону. Ведомство также напомнило, что его центральный аппарат не занимается рассмотрением жалоб на приостановление регистрации организации или полный отказ в ней.
К жалобе обязательно нужно приложить документы, подтверждающие полномочия представителя. Это может быть приказ на утверждение в должность руководителя компании или доверенность. Если жалоба направляется в электронном виде, то она должна быть подписана цифровой подписью.
Исчерпывающий перечень случаев для отказа в государственной регистрации юридических лиц установлен в п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года, напоминает член Ассоциации юристов России Юлия Рамзенкова.
Основные причины отказа в государственной регистрации фирм:
- непредставление в регистрирующий орган документов, установленных законом;
- случаи, если представлены все документы, но они или сведения в них не соответствуют установленным требованиям (например, в части правильного заполнения документов на регистрацию);
- наличие недостоверных сведений об адресе юридического лица в представляемых на государственную регистрацию документах (обычно в том случае, если адрес включен в перечень адресов массовой регистрации).
Юрист подчеркнула важность досудебного урегулирования спора с ФНС, поскольку без этого этапа иск в суде не будет рассмотрен. Заявление в суд нужно подавать только в случаях, если ФНС не отреагировала на жалобу и бездействовала, хотя по закону у нее нет оснований не принимать решения по жалобе.
Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица может быть обжаловано в вышестоящий орган ФНС в течение 3 месяцев с момента его получения. Срок также может исчисляться в течение 3 месяцев с момента, когда такое решение по жалобе должно было быть принято.
В письменной жалобе обязательно указывается:
- наименование юридического лица, подающего жалобу, и регистрирующего органа, решение которого обжалуется;
- сведения об обжалуемом решении (дата принятия решения и его номер, основания для отказа, указанные в решении);
- основания для отмены решения;
- требования, которые необходимо удовлетворить.
При подготовке жалобы необходимо учитывать, что она будет рассмотрена без участия представителя компании, поэтому все доводы и аргументы нужно указать максимально подробно.
Решение по результатам рассмотрения жалобы должно быть принято в течение 15 рабочих дней со дня ее получения. В отдельных случаях данный срок может быть продлен на срок не более чем на 10 рабочих дней.
Если ФНС не приняло необходимого решения по жалобе, документы направляются в арбитражный суд по месту регистрации инспекции. В суд нужно представить:
- документы о регистрации компании;
- решение инспекции об отказе в регистрации;
- решение инспекции или вышестоящего налогового органа об оставлении жалобы без удовлетворения;
- документы, подтверждающие, что представитель компании направлял информацию в ФНС (например, почтовые квитанции);
- документы, подтверждающие доводы, представленные иски;
- квитанция об оплате госпошлины в размере 3 тыс. руб.
Подать иск в суд можно как лично, так и через интернет.