Пенсии по-новому: объясняем все «плюсы» и «минусы» нового механизма

4898
Время чтения - 9 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Власти готовы представить новый проект пенсионной реформы, который модернизирует замороженные пять лет назад накопления. В скором времени его разместят для публичного обсуждения. В первую очередь инициативу рассмотрит рынок и общественность, затем проект внесут на рассмотрение в Государственную Думу. ДОЛГ.РФ разобрался во всех тонкостях предложенной системы, исходя из имеющийся информации.

Первые предложения об изменении пенсионной системы были готовы еще в 2016 году. Тогда финансовый регулятор и Министерство финансов предложили повысить финансовую ответственность населения и сделать накопления на пенсию индивидуальными. Механизм предполагал «автоматическую подписку» всех официально работающих граждан. Проект долго обсуждался общественностью и в правительстве, однако у Минфина появились разногласия с кабинетом министров. Кроме того, его суть не устроила главу государства.

С начала осени текущего года Министерство финансов вплотную занялось разработкой новой концепции, которая должна была прийти на замену индивидуальному пенсионному капиталу. Теперь на базе последнего ответственные ведомства подготовили новый проект, который основан на добровольности участия в нем. Он получил название «гарантированный пенсионный продукт». Механизм будет существовать параллельно обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению.

 

В чем суть новой пенсионной концепции?

Основная цель сохранилась — дать гражданам возможность копить на свою пенсию, начиная со старта трудовой карьеры. ГПП разработан для людей любого возраста. Присоединение к системе исключительно добровольное и возможно несколькими способами:

  1. Гражданин может сделать это самостоятельно через «Госуслуги»;

  2. Присоединение возможно и при помощи работодателя. Последний после получения письменного заявления от работника направляет через специальную систему электронного взаимодействия информацию о необходимости подключения к пенсионному оператору. На данный момент предполагается, что его функции будет выполнять Национальный расчетный депозитарий. В его обязанности также будет входить ведение реестра участников и управление взносами.

Заявление должно содержать обязательные реквизиты: Ф.И.О., номер СНИЛС, размер взносов и наименование НПФ. Договор о ГПП вступает в силу с момента поступления первого взноса гражданина, вне зависимости от даты его подписания. В первые полгода гражданин имеет право забрать свои взносы и расторгнуть договор.

В каком размере перечислять взносы гражданин будет решать самостоятельно. Это может быть хоть 1 %, хоть 20 %. Однако налоговый вычет можно будет сделать только в размере не более 6 % от заработной платы. Также ГПП, который планируется ввести в 2021 году, предусматривает возможность перевода средств от обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, гражданин может периодически приостанавливать внесение платежей, но ведомство ограничило этот срок «академического отпуска» от пенсии пятью годами. Иными словами, взносы можно не вносить не более 5 лет подряд.

Все пенсионные схемы, которыми пользуются граждане РФ в данный момент, можно будет модернизировать под ГПП.

Новый механизм также предусматривает беспрепятственный переход из одного НПФ в другой. После подачи заявления о переводе накоплений в иной фонд, текущий поток сразу же перераспределяется в адрес указанной организации. Однако оставшаяся часть будет переведена по фиксингу в пределах установленного регламента.

Все сбережения будут проиндексированы на уровень инфляции за каждый прошедший год.

 

Как долго будут выплачивать пенсии?

В данный момент инициатива предполагает, что внесенные взносы будут выплачиваться в течение 15 лет по достижении пенсионного возраста. Но этот вопрос еще находится на обсуждении. Как вариант, предлагается изменить срок в 15 лет на период дожития, который рассчитывает Минтруд. Также рассматривается возможность предоставить гражданам право на получение пенсии до достижения пенсионного возраста, а точнее по истечении 30 лет с момента внесения первого взноса, если этот момент наступит раньше, чем выход на пенсию.
За фондом оставили право на единоразовую выплату накоплений, если размер одной выплаты будет меньше, чем 1/5 социальной пенсии.

Еще один вариант, который рассматривают инициаторы проекта, — предоставить гражданину право самому договориться с НПФ об индивидуальном типе выплаты: единовременный, пожизненный или другой.
Выплаты из НПФ до достижения пенсионного возраста также положены тем, у кого есть социально значимые заболевания, и при этом не назначена пожизненная негосударственная пенсия. Гражданин, оказавшийся в такой ситуации, может написать заявление в фонд и направить свои сбережения, в том числе и те, что пришли от ОПС, на лечение. Однако власти ограничили размер таких выплат стоимостью лечения.
Интересно, что средства ГПП предполагается передавать по наследству, но только в том случае, если человек не дожил до назначения пожизненной негосударственной пенсии.

Какую роль будут выполнять пенсионные операторы?

Проект предполагает появление прослойки между гражданином, его сбережениями и взносами и НПФ. Национальный расчетный депозитарий будет заниматься администрированием поступающих взносов, а также у него будет храниться полный реестр всех участвующих в программе лиц.

Предполагается, что информация, которая будет храниться в НРД, станет истиной в последней инстанции для споров между НПФ и гражданином или его работодателем.

Удержание и перечисление взносов будет производиться НРД по указанию собственника таких взносов. Кроме того, законодатели еще раз подчеркнули, что к новым сбережениям можно будет присоединить накопления от ОПС, однако каким образом это будет регламентироваться в проекте не предусмотрено.

 

Заманят льготами и гарантиями

Авторы законопроекта уже предположили, что в условиях добровольности желающих присоединиться к системе будет не так уж и много. Поэтому решили ввести дополнительные бонусы для смельчаков.

Так, предусмотрено снижение налогооблагаемой базы по основному налогу для физических лиц, а для работодателей — уменьшение базы по налогу на прибыль, если они согласятся софинансировать накопления своих сотрудников.

Также участники получат возможность забрать налоговый вычет, однако он ограничен 6 % от заработной платы. В случае перечисления больших сумм, гражданин может уведомить об этом налоговую и учитывать взносы в качестве социальных выплат в пределах 120 тыс. руб. По аналогии с законодательством для НПО.

Если работодатель решиться софинансировать накопления сотрудников, он получит возможность отнести 6 % к внереализационным расходам. Это уменьшит налогооблагаемую базу на прибыль. Кроме того, предполагается, что к таким расходам фискальные органы будут применять повышенный коэффициент: в первые шесть лет — 1,03, далее — 1,06. По предварительным расчетам, таким образом, бюджет ежегодно будет лишаться 10 млрд руб.

Создатели проекта рассчитывают и на стимуляцию от НПФ. Во-первых, им будет выгодно привлекать клиентов, так как разморозятся накопления с 2014 года. Во-вторых, они смогут претендовать на вознаграждение, аналогичное тому, что сейчас применяется для фондов по ОПС.

Разработчики проекта уверены, что предусмотренный ими принцип наследования также должен стимулировать граждан подключаться к системе.

Каждый НПФ должен будет каждые пять лет фиксировать размер средств, который накопился на счете участника. Каждый раз сума должна расти. По замыслу авторов, если человек окажется в убытке, фонд на дату фиксации все возместит за свой счет. Так, планируется предусмотреть безубыточность системы.

Кроме того, государство обещает все накопления застраховать. Иными словами, если НПФ разорится, АСВ должно возместить потери всем участникам в полном размере, в том числе и средства ОПС, и проценты. Все НПФ, которые изъявят желание участвовать в системе, пройдут тщательную проверку финансового регулятора, прежде чем приступят к работе.

 

Что изменится для НПФ

Регулирование ГПП будет происходить примерно также, как и с ОПС. Вознаграждение фонды будут получать примерно аналогичное. Постоянная часть не может превышать 0,75 % от размера пенсионных резервов гражданина за отчетный год. Переменная часть должна быть равна или меньше 15 % от доходов, полученных с размещения таких средств. При этом правила фонда могут регулировать размер постоянной части вознаграждения в отношении величины чистых активов, которые составляют пенсионные резервы.

Помимо этого, фонды обяжут платить взносы по новому пенсионному механизму. Ставка еще не назначена и будет определена позже, после вступления в силу закона.

Инвестиционная декларация будет совпадать с декларацией по ОПС.

Для того, чтобы ввести новый механизм и адаптировать к существующей системе в законы будут внесены поправки. Предполагается, что это будут три пакета изменений, в том числе и в Кодекс об административных правонарушениях, который предусмотрит ответственность операторов.

 

Вклады в пенсию должны быть выгоднее, чем в банки

Гульнара Ручкина, руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, отметила, что за последние несколько лет — это очередная реформа: совсем недавно была идея расчета пенсий на основе пенсионных баллов.

«Калейдоскоп понятий и реформ не прибавит новой модели популярности, так как граждане России запутались в новеллах пенсионной реформы. Во всяком случае для успешной реализации предлагаемых законодательных изменений необходимо решить ряд сопутствующих задач, в основном связанных с доверием граждан к государству, — уверена эксперт. — Россияне должны осознать, что добровольные отчисления являются важным шагом по формированию будущих пенсионных выплат, они должны быть уверены в сохранности накоплений, механизм участия в программе должен быть прост и понятен, должна быть создана система информирования граждан по поводу взносов и накоплений, предоставлена возможность использования накоплений в случае серьезных заболеваний, а также смерти,  возможность выхода и входа в систему должна быть простой и не затратной, т.е. участие в системе добровольной накопительной системы пенсионных взносов должно быть выгоднее, чем аналогичное инвестирование средств в иные финансовые инструменты, например, во вклады».

 

Разработчики забыли про стагнацию доходов и самозанятых

Эксперт также обратила внимание, что предлагаемые изменения касаются, прежде всего, работников организаций, которые могут софинансировать соответствующие взносы и получать налоговые льготы, и сам процесс вхождения в систему возможен через заявление работодателю. Без внимания осталась огромная часть граждан, так называемых самозанятых, вовлечение которых в настоящее время затруднительно, не только в систему добровольных пенсионных взносов, но и в систему обязательного пенсионного страхования. Количество самозанятых сейчас, по разным оценкам, составляет от 15 до 20 миллионов человек.

«Несомненно, реализация планов Минфина возможна только при необходимых доходах граждан, размер которых, после удовлетворения насущных потребностей, позволит перечислить часть средств на добровольный взнос в пенсионную систему, — подчеркнула Гульнара Ручкина. — Как показывает мировая практика функционирования добровольных пенсионных взносов, одним из условий их существования является и средняя продолжительность жизни, которая, к сожалению, в России ненамного превышает возраст выхода на пенсию».

Следует учитывать еще один момент, если государство планирует решить за счет пенсионных взносов свои финансовые проблемы, то данная реформа, как и другие, обречена на провал. Успешная реализация реформы возможна в том случае, если в нашей стране станут реально заботиться о будущих пенсиях россиян, а предлагаемые механизмы станут выгодны гражданам.


Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги