Правительство защитит ликвидационный неттинг

3 минуты
Правительство защитит ликвидационный неттинг

Правительство РФ внесло на рассмотрение в Государственную Думу свою инициативу по улучшению работы механизма ликвидационного неттинга — финансового взаимозачета по сделке между лицами, в ней участвующими.

Целью поправок является уменьшение рисков для тех, кто принимает участие в сделках на финансовом рынке. Изменения вносятся в Закон о банкротстве и Закон о банковской деятельности. 9 апреля 2019 года законопроект был принят в первом чтении.

Впервые институт ликвидационного неттинга ввели в 2011 году. Применять его стало возможно в 2012, когда был утвержден закон о клиринге. Однако впоследствии в результате применения его на практике появилась необходимость корректировок и уточнений.

Существо рассматриваемого института предусматривает возможность завершить расчеты по сделкам, не вставая в очередь кредиторов. Иными словами, сторона сделки, заключившая генеральное соглашение с должником, может вернуть свои деньги в первоочередном порядке. Такая возможность предоставляет хорошую защиту инвесторам. Конечно, для применения данной нормы не должно быть преднамеренного умысла.

На сегодняшний день, учитывая имеющуюся практику, сделки, позиционирующиеся как неттинг, могут быть оспорены в суде в качестве сделок с предпочтением одного из кредиторов. Это и создает огромные риски для финансового рынка и его участников. Поэтому принятие поправок, устраняющих двусмысленность и определяющих четкие правила игры, оказалось крайне необходимо.

Создатели законодательной инициативы своими изменениями устранят возможность неоднозначного понимания случаев, когда можно, а когда нельзя применять вышеуказанный механизм. Кроме того, путем упорядочивания положений нормативно-правовых актов стало возможно добиться единого регулирования института.

Реализация законопроекта, как уверены его создатели, повысит привлекательность российского финансового рынка в целом, потому что участники оборота увидят наглядно, что юридических рисков участия практически нет. Разработчики также подчеркнули, что проект соответствует положениям международных соглашений и условиям договора о Евразийском экономическом союзе.

Какие изменения содержит законодательная инициатива

Законодатели обеспечили безопасные условия для института ликвидационного неттинга в случае, если кто-то захочет оспорить финансовый договор/договоры, которые заключены в контексте одного генерального соглашения.

Также была зафиксирована возможность применения института при наличии нескольких обязательств, возникших в рамках разных генеральных соглашений, и устранена возможность оспаривания сделок, вытекающих из неттинга в качестве сделок с предпочтением.

Теперь финдоговоры, которые были заключены в период от 6 до 1 месяца до объявления лица банкротом, не подлежат оспариванию за исключением одного случая: если участники сделки были в курсе, что должник вскоре станет несостоятельным. Прекращение обязательств по договорам также не может быть оспорено, если только они не возникли после установления несостоятельности или за месяц до принятия заявления о банкротстве судом.

Необходимость принятия изменений назрела уже давно

9 апреля практически 100% голосующих выступили за принятие закона, только один человек оказался против. Это означает, что у законопроекта большие шансы на реализацию.

Депутаты отлично понимают, что рассматриваемый вопрос назрел уже очень давно. Защиты механизма ликвидационного неттинга сегодня фактически не существует, понимания, как дальше будет развиваться институт нет, единообразной судебной практики тоже нет.

Данную инициативу ждали достаточно давно. Необходимость ее принятия увеличивалась с ростом количества банкротных процедур кредитных организаций. Если законопроект пройдет все чтения и получит юридическую силу, то участники рынка окажутся защищены от злоупотреблений правами со стороны других участников от несанкционированной замены лиц в обязательствах и совершения неправомерных сделок в преддверии несостоятельности. Плюс будет внедрено исключение из правила о зачете в ходе конкурсного производства.

Законопроект, находящийся в данный момент на рассмотрении в Государственной Думе, развивает идеи, выраженные законодателем в Федеральных законах N 432-ФЗ от 22.12.2014 и N 222-ФЗ от 23.06.2016. Напомню, что указанные законы дополнили статью 61.4. Закона о банкротстве, которая фактически содержит перечень сделок, не подлежащих оспариванию по специальным «банкротным» основаниям.
Поправки, предложенные Правительством РФ, позволят снять юридические риски с участников оборота в сфере фондового рынка, что особенно актуально в контексте увеличения банкротств кредитных организаций. Таким образом, продолжается реформа, направленная на усиление позиций российского финансового рынка.

12 Апреля 2019
Даниил Наймушин
Эксперт в области банкротства юридических лиц, привлечения и защиты от субсидиарной ответственности, досудебного и судебного урегулирования споров
Нравится 119
Ха-ха 70
Удивительно 54
Грустно 43
Возмутительно 27
Не нравится 16




Ненавязчивая и удобная отправка главных новостей пару раз в недельку

Добавьте "ДОЛГ.РФ" в предпочтительные источники в Яндекс.Новостях, чтобы Вы могли первыми узнать о главных новостях банкротства, долгов, финансового сектора и судебной практики.

Поделиться новостью:
Читайте также