Продавцам и исполнителям услуг пропишут новые запреты
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги
В Госдуму РФ внесен законопроект о поправках в Закон о защите прав потребителей (ЗоПП), который запретит продавцам и исполнителям использовать нелегальные схемы обмана потребителей, чтобы снизить уровень своей ответственности за некачественно предоставленные услуги, товары или работы. В ст. 16 ЗоПП предлагают перечислить «классические» договорные конструкции, которые неправомерно применяются, чтобы избежать штрафов или жалоб от потребителей.
В частности, продавцам и исполнителям запретят включать в договоры:
1. Возможность самостоятельно, без согласования с потребителем, менять договорные условия. Например, нельзя будет повысить цену на товар или услугу в связи с инфляцией, заменить предмет исполнения, продлевать сроки исполнения. Аналогично нельзя будет расторгать договор в одностороннем порядке без согласования с потребителем.
2. Обязательство потребителя приобрести дополнительный товар, работу или услугу к основному предмету сделки. Например, гражданину не продадут саженцы плодовых деревьев без обязательной покупки удобрения к нему.
3. Оказание платных дополнительных услуг без сообщения об этом потребителю.
4. Снижение размера положенной по закону неустойки за просрочку исполнения обязательств.
5. Запрет на обращение в суд, направление претензий в строго установленной форме, особым способом и в специальном месте (например, путем отправления исключительно курьером конкретной компании).
Необходимость поправок авторы законопроекта объясняют тем, что потребители не участвуют в составлении договоров, их вынуждают подписать то, что дал продавец или исполнитель. Вдобавок, поправки в ст. 16 ЗоПП позволят потребителям понять, когда продавец или исполнитель их обманывает, и отказываться от невыгодных сделок.
Положения ЗоПП действуют независимо от того, что именно написано в договоре или публичной оферте, напоминает адвокат Елена Кудерко. Среди незаконных условий договоров также встречаются ограничение сроков и оснований для возврата товара, сокращение гарантийных сроков, отказы в приеме заявлений и претензий. В случае нарушения прав потребителей необходимо обратиться в общество по защите прав потребителей, в Роспотребнадзор или прокуратуру. Чаще всего потребительские споры рассматриваются в суде, причем потребители освобождены от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска, а судебное решение является основанием получить штраф в размере 50% от суммы требований как дополнительную компенсацию.
При этом самый верный способ скрыть возможную некачественную услугу или продажу товара — вообще не заключать договор с потребителем, указывает адвокат Ростовской областной коллегии адвокатов «Защита Ваших Прав» Андрей Руденко. В некоторых случаях этот способ маскируется посредником, что усложняет процесс поиска надлежащего ответственного лица. Это и дилерские/брокерские договоры, и агентские договоры.
Эксперт также рассказал об ущемлении прав потребителей различными агрегаторами. Несмотря на то, что оферта и реклама распространяется от самого агрегатора, фактически потребитель заключает договор с другим лицом, что также мешает получению компенсаций за некачественные товары или услуги.
Справка:
Общественная приемная по санации и банкротству по Северо-Восточному округу г. Москвы
Профессиональная помощь юристов и антикризисных менеджеров.
Консультации, советы, реальная помощь бизнесу, попавшему в трудную ситуацию. Обратиться на «горячую линию» приемной — здесь.
Адрес: г. Москва, проспект Мира, д. 102 стр. 30