В спорах между кредитными организациями и гражданами возник финансовый уполномоченный

В службе омбудсмена ожидают порядка 55 тыс. обращений в год, 78% из которых придется на обращения в отношении банков

2 минуты
Поделиться новостью:
В спорах между кредитными организациями и гражданами возник финансовый уполномоченный

С 1 января 2021 года в силу вступил новый закон, который позволит финансовому уполномоченному участвовать в урегулировании споров граждан со страховыми организациями, МФО, банками, НПФ, ломбардами и КПК. Финомбудсмен станет дополнительной прослойкой, которую надо будет обязательно пройти, прежде чем подавать иск в суд.

Ранее действовал только досудебный порядок (претензии), что влекло за собой дополнительные издержки, а само рассмотрение спора обычно затягивалось на месяцы. Теперь схема выглядит так:

  1. Гражданин направляет претензию в организацию, которая нарушила его права.
  2. Если проблема не решена — обращается к финансовому уполномоченному.
  3. Направляет иск в суд, если омбудсмен не смог помочь разрешить спор.

При этом компетенция уполномоченного будет ограничена, он вправе рассматривать споры потребителей, если их имущественные требования не превышают 500 тыс. руб. Кроме этого: споры о неправомерном переводе гражданина между НПФ, споры, связанные с отказом в выдаче кредита, реструктуризации или оформлению ссуды по чужому паспорту, отмечает главный финансовый уполномоченный РФ Юрий Воронин.

За помощь финансового уполномоченного платить не придется, но только гражданину. Организации будут вынуждены платить взнос за каждое обращение потребителей. Конкретную сумму взноса будет определять омбудсмен, которая зависит от действий компании:

  • если компания добровольно пойдет на удовлетворение требований потребителя — взнос минимальный;
  • если финансовый омбудсмен признает правоту компании — взнос минимальный;
  • если решение будет принято в пользу потребителя — взнос максимальный.

Если одна из сторон с решением не согласна — идет обжалование его в суде.

Большинству компаний и граждан привлечение финансового омбудсмена будет выгодно, поскольку позволит сэкономить финансовые средства и разрешить спор во внесудебном порядке, уверен адвокат Тимур Харди. Исключения составят ситуации, когда компании или граждане будут категорически не согласны с позицией омбудсмена: тогда им придется обращаться в суд и опротестовывать решение. В этом случае срок рассмотрения споров значительно увеличится.

По словам Юрия Воронина, служба ожидает порядка 55 тыс. обращений в год, 78% из которых придется на обращения в отношении банков. В основном это будут споры по предоставлению депозитов и кредитов, осуществлению банковских переводов, по операциям с иностранной валютой.

Подать обращение финомбудсмену можно в электронной форме через официальный сайт или в письменной — через Службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного. По результатам рассмотрения обращения уполномоченный примет решение, которое направит потребителя в течение одного рабочего дня. Юридическую силу такое решение приобретет по истечении 10 рабочих дней с его подписания. Если оппонент не исполнит решение, потребитель вправе запросить исполнительный документ у уполномоченного — удостоверение.

Предполагается, что расширение объема полномочий омбудсмена повысит эффективность защиты прав потребителей и снизит нагрузку на суды, как это произошло на страховом рынке: за 2019 год число судебных споров по ОСАГО и КАСКО сократилось на 40%.

Читайте также