ВС решит судьбу вычетов по НДС за покупку товаров у банкротов
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф
Верховный Суд РФ, основываясь на выводах Конституционного Суда РФ, должен будет решить, правомерно ли начисление НДС при реализации товаров/работ/услуг обанкротившимися организациями с учетом того, что ст. 146 НК РФ это запрещает. Ряд положений этой статьи был признан КС РФ неконституционными, поскольку они порождают неопределенность в правоприменительной практике по делам о банкротстве. При рассмотрении этого дела также будет решен вопрос о том, вправе ли контрагенты банкротов применять вычет по НДС.
Суть дела. Компания М., занимающаяся производством сырого натурального коровьего молока, была признана банкротом в феврале 2016 года. В апреле 2016 года она заключает договор поставки молока с производителем молочной продукции. По условиям договора в стоимость товара включается 10% НДС.
Позднее ФНС требует вернуть в бюджет около 1,8 млн руб. производителем молочной продукции. Фискальный орган счел, что он неправомерно применял вычет по НДС, поскольку п. 15 ч. 2 ст. 146 НК РФ устанавливает запрет начислять НДС при реализации имущества компаниями, признанными банкротами.
В постановлении КС РФ № 41-П от 19 декабря 2019 года сказано, что в случае, если организация-банкрот реализует товары с выделенным НДС, его контрагент имеет право на вычет, но только в случае, если «сумма, учтенная в цене продукции, произведенной и реализованной такой организацией в процессе ее текущей хозяйственной деятельности, при объеме и структуре ее долгов заведомо для ее конкурсного управляющего и для покупателя указанной продукции не могла быть уплачена в бюджет».
Производитель молочной продукции заявил, что как налогоплательщик действовал добросовестно и не имел целью уклониться от уплаты НДС. ФНС также не представила доказательств недобросовестного поведения контрагента несостоятельного предприятия.
Адвокат Виктор Покормяк, член Президиума Бюро адвокатов «Де-юре», отмечает, что налогоплательщик вправе обосновать право на налоговый вычет наличием счета-фактуры, оформленным по правилам ч. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, приобретением товара для операций, облагающихся НДС, а также при условии принятия товаров к учету с оформлением первичных документов.
Адвокат также указал, что принцип нейтральности налогообложения предполагает перекладывание налогового бремени уплаты НДС в многоступенчатом процессе производства и потребления экономических благ на конечного потребителя. Ими могут быть лица, которые непосредственно используют полезные свойства приобретенного продукта, или лица, приравненные к ним, которое не являются налогоплательщиками НДС. Виктор Покормяк указывает, что компания М. не будет являться конечным приобретателем, поскольку для производства продукции оно должно потреблять необходимое в производстве сырье, корма, электроэнергию у соответствующих поставщиков и оплачивать их. При этом в стоимость приобретаемых товаров и услуг будет включаться НДС. А потому наличие договорных отношений с организациями-должниками и осуществление в их рамках хозяйственной деятельности не несет в себе угрозы с точки зрения налогообложения для их контрагентов.
Несмотря на это, эксперт рекомендовал получать полную информацию о потенциальном будущем партнере, который находится в одной из процедур банкротства, и заключать с ним только договоры, связанные с его текущей хозяйственной деятельностью.