Как проверить контрагентов

Автор: Иван Рыков
13286
Время чтения - 4 минуты
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги
Сегодняшняя степень цифровизации позволяет создавать сервисы, которые за секунды могут проанализировать несколько баз данных и на основе полученной информации составить «портрет» контрагента с указанием его «слабых сторон», которые в дальнейшем могут привести к возникновению долгов. При этом для запроса анализа рисков контрагента не нужно обладать подробной информацией, проверить компанию возможно только по ИНН. Как работают онлайн-механизмы проверки компаний, какие данные они могут предоставить, насколько релевантны эти данные, как их расшифровать и применить для формирования пула надежных контрагентов, рассказали создатели аналитического сервиса GoDeal.

Зачем нужно проверять контрагентов? 

При заключении сделки, даже той, что кажется удачной, возникает ряд вопросов, на которые участники сделки иногда боятся ответить даже сами себе, говорит автор проекта Иван Рыков.
«Если вы не изучите вашего клиента достаточно хорошо, то вы получаете огромный риск, вы теряете свои деньги, у вас есть необходимость брать дополнительные кредиты, ну и самое главное, у вас есть шанс получить так называемый «зомби-долг» - то есть долг, который вам никогда не оплатят», – отмечает Рыков.
По данным Федресурса, в январе-сентябре 2022 года, несмотря на тотальный мораторий на банкротства, действовавший с 1 апреля, были признаны несостоятельными 7,2 тыс. российских организаций. С 1 октября 2022 года мораторий на банкротства перестал действовать, что может привести к росту банкротств. После моратория на банкротства, вводившегося на фоне распространения коронавируса весной 2020 года, число банкротов несколько увеличилось, признавали в Министерстве экономического развития РФ.
По цифровым показателям у вас будет все хорошо, говорит эксперт, вы будете показывать высокую чистую прибыль, но только на бумаге. Но при этом в реальности компания будет идти к банкротству, просто потому что у неё не будет хватать денежного потока.
Существующие сегодня технологии и высокая степень цифровизации позволяют создать сервисы, которые могут автоматически проверять контрагентов, отвечая на вопросы об их истинном финансовом положении, долговых рисках. Используя их, компании могут формировать вокруг себя прозрачную структуру контрагентов, проводить безопасные сделки и стабильно развиваться.
Одним из таких сервисов проверки контрагентов является GoDeal. Его авторы более 15 лет занимаются аналитикой рынка, в их арсенале более 2 тыс. кейсов.

Контрагентов из каких стран возможно проверить?

Всего в мире зарегистрировано порядка 330 млн организаций, подсчитали авторы проекта GoDeal. Из этого количества компаний мы выделили такие секторы экономики, как строительство, логистика и так далее. Они интересуют нас больше всего. Из них 79 млн компаний – коммерческие, остальные 21 млн – государственные. В анализе в большей степени нуждаются именно коммерческие организации. Сейчас сервис уже работает в России. На первом этапе масштабирования GoDeal планируется подключить к сервису еще три близлежащие страны. Близлежащие страны во многом интересны тем, что туда было релоцировано много российский компаний, которые несмотря на смену «прописки» продолжают работу на локальном рынке.

Как работает сервис проверки контрагентов?   

Сервис GoDeal функционирует в формате Telegram-бота. Бот работает на двух языках – русском и английском. Для проверки контрагента необходимо ввести ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). В итоге сервис формирует краткий отчёт о рисках. Отчёт формируется автоматически на основании массива данных о судебных исках, отчётности компании и другой информации, в том числе из закрытых источников. На формирование отчёта боту нужно около 10 секунд.
В отчёте содержится следующая информация:
    полное юридическое название;
    адрес регистрации;
    вид деятельности по ОКВЭД;
    долговой рейтинг (определяется буквенным и числовым значениями, в отчёте представляется в виде матрицы, где А1 – наивысшая оценка, Е5 – низшая, которая фактически указывает на банкротное состояние);
    ключевые риски компании (например, «низкая платёжеспособность», «ответчик в суде», «недостаточность собственных средств» и другие).
Для корпоративных клиентов сервис GoDeal также доступен в формате веб-приложения со встроенным дашбордом (информационной интерактивной панелью), пояснил Иван Рыков. Дашборд позволяет визуализировать структуру контрагентов в целом, отметил Иван Рыков. То есть наглядно показывает «плохих» и «хороших» контрагентов. «В результате применения этого механизма у компании будет все меньше и меньше рискованных контрагентов. Соответственно будут лучше ее финансовые показатели», – указал Рыков.

Кому полезен сервис проверки контрагентов? 

GoDeal полезен как корпоративным, так и частным клиентам. Корпоративным он позволит сформировать структуру из надежных контрагентов. Частым же клиентам поможет подготовиться к крупным сделкам: например, к покупке недвижимости у юридического лица.
«В этом боте я попробовал проверить одного застройщика, так как хочу покупать у него квартиру. Хотел выяснить, надо покупать квартиру у него или нет. Застройщик имеет негативный рейтинг – Е5, с этим застройщиком я бы не стал работать, не стал покупать у него квартиру», – поделился личным опытом работы с GoDeal Павел Пенкин.
Кроме краткого отчета о рисках с помощью GoDeal можно получить более подробную консультациюо финансовом положении контрагента, а также при участии квалифицированных специалистов составить эффективный план взыскания в случае возникновения просроченной дебиторской задолженности.

Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги