Оценка бизнеса: зачем нужна, кто проводит, и какие методы используются

4 минуты
Поделиться новостью:
Оценка бизнеса: зачем нужна, кто проводит, и какие методы используются

С необходимостью оценки активов сталкивается любой бизнес. Даже если речь не идет о продаже, оценочная экспертиза помогает решить множество операционных задач – например, выявить дополнительные источники дохода компании или оптимизировать ее затраты. О том, как устроен этот рынок и на что обращать внимание при выборе оценщиков ДОЛГ.РФ рассказал Анатолий Цыбрий, генеральный директор консалтинговой группы «ПрофЭксперт» – одной из старейших оценочных организаций в России.

Зачем нужно оценивать бизнес

Перед сделкой купли-продажи – наиболее очевидный ответ на этот вопрос. Но это лишь часть задач, с которыми приходят клиенты. 

«Отчет об оценке – стратегический документ, который помогает собственникам и высшему менеджменту в принятии значимых управленческих решений. Особенно это касается непубличных компаний: рынок – живой организм, и его показатели меняются регулярно. В периоды неопределенности мы это наблюдаем подчеркнуто ярко. Дофинансирование или корректировка модели управления должны базироваться на твердых цифрах независимой оценки» – говорит Анатолий Цыбрий.
«Реструктуризация также является значимым мотивом для наших клиентов. Наша работа помогает выявить возможные резервы развития бизнеса на основании внутренних и внешних факторов. Оценка позволяет найти наиболее эффективный способ использования активов компании, чтобы обеспечить рост текущей стоимости бизнеса», – поясняет собеседник ДОЛГ.РФ.

Отдельно стоит сказать про компании, готовящиеся к IPO (первичное размещение акций на бирже). Оценка бизнеса в такой ситуации – важная основа проспекта эмиссии. 

«В такой работе мы учитываем не только текущие показатели компании, но и прогнозируем перспективы. Для этого мы дополнительно проводим исследования, смотрим объём и структуру рынка, анализируем динамику производства, исследуем цены, данные импорта и экспорта, проводим конкурентный анализ», - говорят в компании.

Сложнее всего с молодыми компаниями, признаются в «ПрофЭксперт». Главная причина – трудности в расчетах будущих денежных потоков. Для этого необходимы методика и опыт.

«Это очень интересный сегмент задач в оценке. Среди стартапов часто встречаются оригинальные и прорывные проекты, но что важнее – уникальные фаундеры. Ведь Tesla Илона Маска когда-то тоже была стартапом. Видеть такие звезды в развитии – большая предпринимательская радость», - делится Анатолий Цыбрий.
«Недавно мы оценивали небольшой IT-стартап, от которого отказались очень много оценочных компаний, не понимая процесса организации работы. Мы приняли этот вызов, так как сами поверили в бизнес клиента. Спустя 8 месяцев основатели продали бизнес, опираясь на наш прогноз и оценку, заработав при этом 400%», - поделились в «ПрофЭксперте».

профэксперт.png

Как проходит процедура оценки бизнеса

Длительность процедуры оценки зависит от размера активов и индивидуальных особенностей компании. Например, на оценку микро бизнеса может уйти до 10 рабочих дней, пояснили в «ПрофЭксперте». На оценку крупного холдинга понадобится до одного месяца.

«Хотя индивидуальный подход никто не отменял, - улыбается генеральный директор «ПрофЭксперт», - бывали случаи, когда мы перераспределяли загруженность экспертов и мобилизовывали до 80% сотрудников на один проект идя навстречу клиенту с горящими сроками».

Существует три основных подхода оценки бизнеса:

  • доходный (делится на метод дисконтирования денежных потоков и метод капитализации). Например, для стартапов чаще всего используют метод дисконтирования денежных потоков. Он основывается на оценке ожидаемых доходов от оцениваемых активов.
  • сравнительный (бывает трех видов: метод прошлых сделок, метод анализа рынка капитала и метод отраслевых коэффициентов). Например, метод прошлых сделок чаще всего используются для оценки компаний, готовящихся к слиянию или поглощению. Он заключается в анализе сделок, ранее совершенных с активами похожих компаний.
  • затратный (делится на метод чистых активов, метод ликвидационной стоимости и метод скорректированной балансовой стоимости). Метод чистых активов основан на оценке балансовых показателей компании. Его используют для оценки компаний с большим количеством физических активов (недвижимость, транспорт и проч.). Но он малоэффективен при оценке компаний, чьими основными активами является интеллектуальная собственность.

Исходя из многолетней практики, в основном для оценки имущества и бизнеса в компании «ПрофЭксперт» используют доходный и затратный подход.

Ключевыми критериями оценки бизнеса являются:

  • структура предприятия;
  • организационная форма бизнеса;
  • экономический потенциал предприятия;
  • движение денежных средств и их источники;
  • показатели рентабельности бизнеса и эффективности хозяйственной деятельности;
  • степень зависимости от заемного капитала;
  • репутация бизнеса (имидж);
  • степень полезности бизнеса и его продукции в настоящее время и в перспективе.

Также есть второстепенные критерии, среди которых активы, не принимающие участия в производстве; размер оцениваемой доли; размер уставного капитала; распределение прибыли между акционерами или участниками общества и другие.

Кто занимается оценкой бизнеса и имущества компании

Оценочная деятельность в России строго регламентируется законом ФЗ №135. Также процедура оценки подчинена определенным профессиональным стандартам.

«Вместе с тем, наши специалисты не просто оценщики, мы объединяем людей с большим опытом в бизнесе, с глубокими знаниями в экономике, привлекаем экспертов с узкопрофильными квалификациями вроде строительства или налогооблажения. Каждый бизнес уникален, нам нужно глубоко понимать и чувствовать нюансы в кейсах наших клиентов. Клиентоцентричность в каждом случае при жестком следовании правовым основам – вот наша ключевая специализация», - подчеркивает Анатолий Цыбрий.

«ПрофЭксперт» отмечен в профессиональных рейтингах, но в компании больше ценят то, что клиенты в большинстве случаев возвращаются с новыми задачами, потому что ценят подход и качество экспертизы.