Коллекторы тоже люди: на недобросовестных должников нашли управу
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньгиКоллекторы посчитали, что Министерство юстиции создало закон, который чересчур сильно защищает права заемщиков и предоставляет им поле для безнаказанного, неблагонадежного поведения, а сами коллекторы оказались ущемлены в своих правах. В этой связи НАПКА подготовила ряд изменений к законопроекту, которые могут вступить в силу к 2021 году.
Портал ДОЛГ.РФ узнал у экспертов, что кредиторы хотят видеть в проекте Минюста, почему коллекторы уверены, что должники ущемляют их права, и что нужно сделать, чтобы в силу вступил действительно справедливый закон.
Суть претензий коллекторов
СРО «НАПКА» (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств) направила кредиторам проект изменений к профильному закону о взыскании просроченной задолженности с физических лиц, попросила ознакомиться и рассмотреть представленные поправки. После того как участники рынка обсудят изменения, проект будет направлен в Минюст. Об этом вчера сообщил «Ъ».
Существующая версия закона предусматривает обязательный досудебный порядок взыскания долгов, а также возмещение убытков и морального вреда должнику, если кредиторы нарушат закон. Однако закон ничего не говорит об обязательствах самих должников.
Коллекторы хотят, чтобы равнозначно был прописан запрет на унижение чести и достоинства последних, а также на ввод в заблуждение в целях уклонения от уплаты долга. Участники рынка также объяснили, что необходимо обязать должников использовать только один адрес электронной почты для общения с коллекторами. Для того, чтобы должники правило не нарушали, кредиторы посчитали возможным наложить на них штраф.
СРО «НАПКА» также предложила предоставить коллекторам возможность заключать с должником соглашение об изменении порядка общения. Смысл в том, чтобы обойти запрет на количество взаимодействий.
Участники рынка уверены, что законодатель, создавая очередной проект не должен забывать о балансе сторон. В данном случае смысл в исключении злоупотреблений со стороны неблагонадежных заемщиков, запрете на использование нецензурной речи и угроз при общении с коллекторами.
Кредиторы пытаются минимизировать свое юридическое участие
Адвокат Элеонора Абеле придерживается позиции, что кредиторы явно пытаются минимизировать свое юридическое участие во взаимоотношениях с должниками.
По словам Элеоноры Абеле, для надлежащей работы закона необходимо непосредственное участие независимых и профессиональных аналитиков, юристов, которые смогут оценить поступки должников: они не желают выплачивать долги в силу меркантильности и злостно нарушают закон или действительно испытывают затруднения с финансами.
Закон должен соблюдать баланс интересов
Пресс-служба «СРО «МиР» сообщила порталу ДОЛГ.РФ, что организация поддерживает предложения НАПКА и считает, что закон действительно должен соблюдать баланс интересов сторон, а профессиональных коллекторов кто-то тоже должен защищать, как бы странно это не звучало.
По словам СРО, на практике часто складывается ситуация ровно противоположная тому, о чем привыкли рассказывать в СМИ. Кроме того, в настоящее время должнику ничего не стоит заведомо вводить кредитора в заблуждение, а такого быть не должно.
Мы все время упираемся в то, что заемщик — всегда несчастный гражданин, а кредитор — мощная и ужасная организация
Борис Воронин, директор НАПКА, согласен с коллегами. Он отметил, что традиционно законопроекты пишут в ключе защиты гражданина как слабой стороны договора, поэтому ему и предоставляют больше прав.
По мнению Бориса Воронина, важно соблюдать баланс интересов кредитора и должника-заемщика: нужно законодательно устанавливать не только препятствия для взыскания, такие как порядок досудебного уведомления, но и не забывать, что у договора всегда два подписанта. У второй стороны также должны быть обязательства, которые важно исполнять. По сути, закон должен содержать положения, которые будут стимулировать добросовестность граждан.
Итог таких манипуляций — это тупик для взыскателей. С одной стороны, номер указан как способ связи кредитора с должником, с другой — его уже невозможно использовать по назначению. При этом закон не предусматривает никакой ответственности для должника за смену номера телефона.
Эксперт также отметил, что разработку законопроекта поручил президент. В совокупности с условиями «гильотины» это означает, что закон точно изменится, но в какой редакции проект будет принят предсказать сложно, поскольку сейчас проходят только рабочие встречи на уровне ФССП и Минюста.
Часть предложений НАПКА могут сыграть не в пользу должников
Тарас Зубченко, партнер компании «Стопдолг», арбитражный управляющий, подтвердил, что также находит разумными и обоснованными предложения НАПКА. Например, возможность доставлять письма должнику другими способами, кроме как почтой России, или информирование о том, что с должником взаимодействует робот-коллектор.
Особенно эксперт отметил предложение об использовании индивидуального идентификационного кода для взыскателя в целях неразглашения его персональных данных.
С другой стороны, поправки к закону содержат и положения, которые могут поставить в уязвимое положение должников. Например, НАПКА предлагает понятие «психологическое давление» сузить до выражений, унижающих честь и достоинство должника. По мнению эксперта, это оставляет пространство для злоупотреблений со стороны коллекторов.
Еще одним спорным предложением Тарас Зубченко назвал возможность заключать соглашения о способах взаимодействия с должником до возникновения просроченной задолженности. Речь идёт о «добровольном» договоре между кредитором и должником о том, как, когда и какими способами кредитор может напоминать о долге. Такая инициатива работает однозначно не в пользу должника.
По словам Зубченко, исключение из формулировки закона конкретного срока передачи заявления должника о прекращении взаимодействия от коллектора к кредитору — опасное предложение.
Инициативы от непосредственных участников однозначно идут на пользу отрасли. Вполне вероятно, что часть предложений коллекторов будут удовлетворены, а законопроект соответствующим образом изменят. Однако остается надеяться, что решение будет приниматься объективно и с учетом интересов обеих сторон.