В МФО собираются ввести стандарты по взысканию микрозаймов
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги
Саморегулируемая организация (СРО) «МиР» предлагает ввести для микрофинансовых компаний собственные стандарты, регулирующие процедуру принудительного возврата задолженности у заемщиков. Для того, чтобы должники были уверены в законности действий коллекторов, МФО перед уступкой прав требования обязаны будут прописать в соглашении:
-
способы и количество проводимых телефонных переговоров;
-
методы организации индивидуальных встреч с дебиторами;
-
содержание писем и смс-сообщений должникам.
О порядке принудительного взыскания также должны быть уведомлены заемщики. Требовать возврата долгов микрофинансовых компаний смогут только опытные коллекторы. Для того, чтобы МФО соблюдали стандарты, предполагается проведение плановых проверок. Проконтролировать деятельность кредитных организаций можно будет и после поступления жалоб заемщиков.
При этом за соблюдение стандартов будет отвечать основной кредитор. Если микрофинансовая компания продала коллекторскому агентству право требования долгов или заключила с ним агентсткую сделку, в ситуации, если уполномоченный взыскатель нарушит права дебитора, штрафовать будут МФО.
Инициатива «МиРа» должна облегчить работу коллекторам. Однако смогут ли МФО понести ответственность за действия уполномоченных взыскателей без вреда для бизнеса, сказать трудно. Хотя судебные приставы контролируют деятельность микрофинансовых компаний, СРО и Банк России практически не могут заставить недобросовестных кредиторов отвечать за незаконные действия. Новый стандарт позволит не «вешать» на коллекторов всю ответственность.
ЦБ РФ уже одобрил инициативу «МиРа». Коллекторские агентства также выразили согласие на введение новых стандартов в отношении МФО. Заемщики, у которых принудительно «выбивают» возврат долгов, причисляют к коллекторам всех лиц, проводящих взыскание. Теперь появится возможность разграничить ответственность и повысить правовую грамотность у дебиторов.
При этом эксперты сомневаются, что СРО смогут хотя бы частично разгрузить судебных приставов. Сотрудники ФССП быстрее реагируют на жалобы физических лиц. Как «МиР» собирается обрабатывать заявления граждан, пока не совсем понятно.