Бизнес воюет по законам банкротства
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфНедавно ФНС объявила, что процедуру банкротства сейчас оформляют 37 тыс. организаций в России, при чем 20 % из них подали заявку в 2020 году. Начальник отдела стратегических направлений управления обеспечения процедур банкротства ведомства Олег Степанов объяснил это несовершенством законодательства. По словам представителя ведомства, действующие законы направлены на ликвидацию предприятий, а не их реабилитацию, поэтому должники используют процедуры, чтобы уходить от долгов, ничего не оставляя кредиторам вместо того, чтобы возвращать деньги.
Так, с 2019 года активно ведется обсуждение поправок к закону о банкротстве и выделению реабилитационных процедур в отдельный НПА. Кроме того, бизнес-сообщество неоднократно предлагало создать «Центр санации бизнеса», куда могли бы обращаться банки, инвестфонды и должники. Теперь об этом заговорила налоговая, но до сих пор ничего не изменилось. Эксперты уверены, что проблема осуществления подобной инновации кроется в российском менталитете и самой системе, находящейся в стадии разработки.По мнению Максима Доценко, управляющего партнера Корпорации «Банкротство 2.0», реабилитационные процедуры не пользуются популярностью не столько из-за недостатков законодательства, сколько из сложившейся деловой культуры и ситуации на рынке в целом.
Еще одна проблема кроется в российском менталитете и налоговой политике в отношении малых предприятий, считает арбитражный управляющий Вадим Мамзиков.
Основная доля банкротств формируется из-за ликвидаций малых и средних предпринимателей. Зачастую, это происходит из-за чрезмерной «зажатости» МСБ в нашей стране: бизнес платит немалые налоги, но постоянно проходит через налоговые проверки, а новые законы о цифровизации еще больше перекрывают кислород. Взамен же государство ничего не отдает.
По словам эксперта, есть множество прецедентов, когда собственники бизнеса из сферы услуг, например, небольших транспортных компаний, открывают по 5-6 расчетных счетов. Это делается просто для того, чтобы вести бизнес. Так они стараются обезопасить себя от необоснованных арестов со стороны ФНС.
Максим Доценко добавил, что реабилитация предприятий и санация бизнеса смогут нормально функционировать, приносить пользу, спасать предпринимателей тогда, когда эти процедуры станут проще, чем ликвидационные. На это потребуется время.