Невозвратные платежи, бюджетные лимиты и субсидиарка

972
Время чтения - 6 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

Одной из причин роста задолженности на рынках электрической и тепловой энергии является проблема «ухода в банкротство» неотключаемых потребителей. Находясь в последней очереди кредиторов, энергетические компании получают удовлетворение своих требований в крайне редких случаях. При этом они с самого начала находятся в менее выгодном положении по сравнению с другими кредиторами, поскольку лишены права выбирать, с кем заключать договорные отношения, и в случае неоплаты – прекращать их по своему усмотрению. Эксперты АО «АтомЭнергоСбыт» подготовили предложения, которые позволят устранить сложившуюся несправедливость и улучшить собираемость платежей.

Доработать закон о банкротстве

По данным Федресурса, в 2021 году количество корпоративных банкротств в России выросло на 3,9% к 2020 году – до 10319 шт. Число введенных судами процедур наблюдения за 2021 год выросло до 8577 шт., или на 10,3% к 2020 году. Для гарантирующих поставщиков, оказывающих услуги тепло- и электроснабжения, эта статистика не сулит ничего хорошего.

Находясь в последней очереди кредиторов, энергетические компании получают удовлетворение своих требований в крайне редких случаях. Применение процедур банкротства приводит к погашению в среднем не более 3% от суммы требований всех кредиторов, включая энергокомпании. Таким образом, требования энергоснабжающих организаций остаются почти полностью не удовлетворенными.

Как поясняют эксперты АО «АтомЭнергоСбыт», деньги компаний-банкротов энергокомпании ждут в одной очереди с кредиторами, которые оказались в ней, что называется, по своей воле, реализовав свои предпринимательские риски. Причина в том, что договоры электро-и теплоснабжения по своей правовой природе являются публичными, и энергоснабжающие организации, в отличие от иных кредиторов, не вправе ни отказать в заключении такого договора, ни расторгнуть договор с неплательщиком.

Это обстоятельство ставит электроэнергетиков в неравное положение с другими участниками гражданского оборота, которые могут выбирать своих контрагентов исходя из критериев платежеспособности и добросовестности, прекращать договорные отношения с ними в случае нарушения финансовых обязательств. В связи с этим компания предлагает внести несколько изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Первое – изменить очередность платежей требований кредиторов по текущим платежам. В частности, предлагается дополнить закон следующим положением:

«Если должник отнесен к потребителям, ограничение подачи энергоресурсов которым может привести к неблагоприятным социально-экономическим или экологическим последствиям (далее - неотключаемые потребители), требования кредиторов по эксплуатационным платежам (по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам) погашаются преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам наравне с расходами на проведение мероприятий по недопущению возникновения техногенных и (или) экологических катастроф, гибели людей».

Второе, что предлагают энергетики, – изменить очередность платежей требований кредиторов по реестровой задолженности. А именно: повысить до третьей очереди очередность удовлетворения требований кредиторов по публичным договорам, в заключении которых последние не имели права отказать.

Кроме того, энергетики предлагают исключить возможность оспаривания сделок должника, связанных с исполнением денежных обязательств, возникших из договоров, заключение которых являлось обязательным для контрагента должника в соответствии с законом.

По мнению представителей АО «АтомЭнергоСбыт», в настоящее время сложилась негативная применения статьи 61.3 Закона о банкротстве: внешними управляющими нередко оспариваются сделки должника, связанные с оплатой им в период, предшествующий введению процедуры банкротства, коммунальных платежей, платежей по договорам энергоснабжения с просрочкой.

Как поясняют энергетики, в соответствии с п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.12.2010 года № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» платежи по длящимся обязательствам, в том числе оплата коммунальных услуг, относятся к сделкам должника, совершаемым в обычной хозяйственной деятельности, за исключением платежей, совершенных со значительной просрочкой.

«Соответственно, платежи, полученные от должников с низкой платежной дисциплиной (в том числе на стадии рассмотрения обоснованности заявлений о признании их банкротами), и совершенные должником со значительной просрочкой, попадают в разряд оспоримых сделок по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве. В результате энергоснабжающие организации несут убытки, связанные с необходимостью возврата в конкурсную массу денежных средств, полученных от должника», - говорится в разъяснениях АО «АтомЭнергоСбыт».


Компенсировать выпадающие расходы

Еще одной проблемной категорией потребителей, на которую приходится существенная доля просроченной задолженности энергетиков, являются так называемые «неотключаемые» должники. В законодательстве их называют потребителями, ограничение подачи энергоресурсов которым может привести к неблагоприятным социально-экономическим или экологическим последствиям. Энергоснабжающие организации не имеют права приостанавливать поставку энергоресурсов указанным предприятиям, а также расторгать с ними договоры энергоснабжения, несмотря на наличие просроченной задолженности.

Этот запрет направлен на предотвращение неблагоприятных социально-экономических и экологических последствий, а также защищает права добросовестных потребителей.

Между тем, ка поясняют энергетики, законодательство Российской Федерации относит вопросы обеспечения надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, в т.ч. вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения (водоотведения) к сфере ответственности и полномочиям органов государственной субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

«Таким образом, сложившаяся практика по существу позволяет органам публичной власти перекладывать финансовые расходы по обеспечению бесперебойного предоставления гражданам коммунальных услуг тепло- и водоснабжения на гарантирующих поставщиков и иных поставщиков энергоресурсов», - поясняют представители отрасли.


Решение проблемы они видят в бюджетной компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков. К примеру, именно так правительство компенсируют банкам выпадающие доходы от предоставления кредитов сельхозпроизводителям по льготным ставкам.

Расходы на предоставление субсидий, по замыслу авторов идеи, можно заложить в госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» и т.д.

Помимо перечисленного для улучшения ситуации с неплатежами энергетики предлагают еще ряд финансово-правовых новаций. Среди них:

  • внести в законодательство РФ изменения, которые позволят предусматривать в бюджетах защищенные статьи расходов на оплату энергресурсов для организаций-бюджетополучателей на основе их фактического потребления;
  • усилить ответственность распорядителей бюджетных средства за неполное или несвоевременное доведение их до получателей, а также ответственность самих получателей – за нецелевое использование этих средств, в том числе приводящее к несвоевременной или неполной оплате потребленных энергоресурсов;
  • ввести регулярный мониторинг со стороны Минфина России за своевременностью выделения лимитов бюджетных средств на оплату энергоресурсов и их целевое использование.

Ввести субсидиарную ответственность

Как показывает статистика неплатежей, крупнейшими «неотключаемыми» должниками за электрическую и тепловую энергию являются организации коммунальные ГУПы и МУПы. Накопив существенную задолженность, они нередко «уходят» в банкротство, а их имущество передается собственником в новую структуру, которая начинает действовать по аналогичному сценарию, то есть снова наращивать задолженность.

Прекратить подобные злоупотребления энергетики предлагают введением субсидиарной ответственности собственников имущества по долгам таких предприятий.

Инициатива была услышана. Летом 2020 года правительство поручило федеральным органам исполнительной власти проработать данный вопрос и, по информации Долг.рф, в ноябре того же года в Госдуму был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 123 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» №1048810-7 (о субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения).

Если этот закон будет принят, то в случае ликвидации бюджетного учреждения или автономного учреждения при недостаточности у них имущества, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность по его обязательствам будет нести собственник имущества его бюджетного учреждения – регионы или муниципалитеты.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"