Преимущество в банкротстве, госгарантии и субсидиарка для властей
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рфЕжегодный прирост проблемной задолженности в энергетике и ЖКХ говорит о неэффективности традиционных инструментов работы с должниками. Чтобы качественно повысить платежную дисциплину, крупные игроки энергорынка, такие как «РусГидро», «АтомЭнергоСбыт» и т.д., предлагают правительству и законодателям не ограничиваться «косметическим» усовершенствованием системы сбора платежей, а принять кардинальные меры законодательного характера. Долг.рф собрал все ключевые предложения, которые, по мнению энергетиков, помогут решить долговую проблему.
Повысить очередность энергетиков в банкротстве
Изменение очередности удовлетворения (погашения) требований кредиторов, возникающих из публичных договоров, от заключения которых кредитор не имел права отказаться. Речь идет об установлении приоритетного порядка погашения задолженности за поставленные энергоресурсы. А именно: предлагается установить отдельную третью очередь удовлетворения требований конкурсных кредиторов по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам). Для этого потребуется внесение изменений в ст. 134 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Защитить коммунальные платежи
Речь идет об исключении возможности оспаривания платежей в адрес энергетиков (как сделок с предпочтением на основании статьи 61.3 закона о банкротстве) по договорам, от заключения которых кредитор не имел права отказаться – договоров энергоснабжения, теплоснабжения и т.д. В том числе платежей по исполнительным документам о взыскании задолженности за потребленные энергоресурсы.
Ужесточить выдачу лицензий
Речь идет о дополнение лицензионных требований при выдаче лицензий на управление многоквартирными домами требованием об отсутствии в составе органов управления лиц, которые ранее довели аналогичную организацию до банкротства. На юридическом языке: являлись контролирующими лицами должника (юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляющего предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, в отношении которого введена процедура банкротства.
Ввести предоплату для юрлиц и ИП
Энергетики предлагают ввести предоплату за электрическую и тепловую энергию в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также запретить управляющим организациям открывать более одного счета в банке при осуществлении управления многоквартирными домами.
Ввести субсидиарную ответственность
Чтобы исключить возможность ухода управляющих компаний от долгов через банкротство, энергетики предлагают установить субсидиарную ответственность:
- для собственников объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры (котельные, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и т.д.) по обязательствам их арендаторов или концессионеров в части оплаты потребленных энергоресурсов – электрической и тепловой энергии;
- для РФ, субъектов РФ и муниципальных образований – по долгам организуемых ими унитарных предприятий, возникающих из договоров поставки энергоресурсов.
В частности, предлагается предусмотреть, что в отношении объектов недвижимости, переданных унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, договор ресурсоснабжения заключается с участием собственника объекта недвижимости, переданного унитарному предприятию. Таким образом он примет на себя субсидиарную ответственность за неисполнение обязательств по договорам поставки энергоресурсов унитарного предприятия.
В дополнение к этим мерам поставщики энергоресурсов предлагают ввести «наследование» долга. И именно: установить запрет на совершение государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество при наличии у бывшего собственника задолженности за коммунальные услуги. Либо разрешить поставщикам предъявлять требования об оплате задолженности по коммунальным услугам и энергоресурсам к новому покупателю недвижимого имущества.
Оценивать эффективность власти по уровню неплатежей
Чтобы усилить ответственность властей за ситуацию с неплатежами на свой территории, предлагается введение оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за:
- наращивание задолженности бюджетных и «неотключаемых» потребителей за электрическую и тепловую энергию свыше определенного размера;
- несвоевременное выделение субсидий «неотключаемым» потребителям;
- несвоевременное доведение лимитов бюджетных обязательств до конечных потребителей электрической и тепловой энергии.
Также предлагается ввести оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов показателями, зависящими от погашения уровня дебиторской задолженности населения и управляющих организаций за потребленные коммунальные услуги.
Введение системы государственных и муниципальных гарантий
Еще один инструмент улучшения платежной дисциплины – введение финансовой ответственности бюджетов соответствующих уровней за бюджетных потребителей электрической и тепловой энергии. Речь идет об обязанности предоставлять им государственные и муниципальные гарантии в случае наличия задолженности за энергоресурсы свыше определенного размера.
Особую роль, по мнению энергетиков, органы власти должны играть по отношению к «неотключаемым» небюджетным потребителям на своих территориях. В частности, предлагается закрепить за властными структурами обязанность гарантировать исполнение обязательств (путем предоставления бюджетных гарантий) в случке наличия у такого потребителя задолженности за энергоресурсы свыше определенного размера. А также предоставлять субсидии на погашение задолженности за энергоресурсы – либо проблемному потребителю, либо непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Дополнить кредитную историю долгами за ЖКХ
Чтобы все игроки энергорынка знали, с кем заключают договор поставки, энергетики предлагают внедрить в Бюро кредитных историй учет данных о наличии задолженности за электрическую и тепловую энергию свыше определенного размера при определении рейтинга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.