У «Трансаэро» закончились деньги: управляющий планирует взыскать долги через бывших владельцев

1395
Время чтения - 5 минут
Узнайте, за сколько можно продать ваш долг в телеграм-чате Долг.рф

В начале осени 2015 года одна из самых больших российских авиакомпаний «Трансаэро» так и не смогла решить свои финансовые проблемы и попросила о помощи Правительство РФ.

Одним из вариантов была покупка контрольного пакета акций «Аэрофлотом», однако сделка так и не состоялась.

Считается, что авиакомпания рухнула после ухода ее покровителя — экс-премьер-министра Евгения Примакова. Бывший владелец «Трансаэро» Александр Плешаков считается его внебрачным сыном.

Силами других авиаперевозчиков было вывезено почти 2 миллиона пассажиров «Трансаэро», а 26 октября компании аннулировали сертификат.

В июне долг компании насчитывал 260 млрд руб., учитывая лизинговые платежи.

Первый конкурсный управляющий утверждал, что все проблемы компании начались в 2012 году. Тогда же было зафиксировано искажение бухгалтерской отчётности, а также завышение стоимости активов. Тогда вся деятельность перевозчика финансировалась за счет привлеченных кредитных средств, хотя уже пора было заявлять о банкротстве.

В 2017 году на компанию работало 730 сотрудников, львиная доля которых находилась в долгосрочных отпусках. В прошлом году было возбуждено дело о невыплате около 0,5 млн рублей сотрудникам авиаперевозчика.

В связи с тем, что активы компании планомерно снижались, в 2016 году они составляли всего 67 млрд рублей, например, конкурсному управляющему пришлось искать варианты, как еще можно удовлетворить требования кредиторов. В данный момент он совместно с кредиторами решил использовать сразу два: привлечь бывших руководителей и экс-владельцев к субсидиарной ответственности.

Вариант 1. Взыскание с бывшего руководства

Для начала управляющий "Трансаэро" направил в суд заявление о привлечении к субсидиарной ответственности экс-гендиректора Дмитрия Сапрыкина. Рассмотрение заявления назначено на 23 апреля текущего года. Какую сумму управляющий предъявил Сапрыкину в системе электронного правосудия не указывается.

Сапрыкин проработал в должности гендиректора авиаперевозчика с сентября 2015 по ноябрь года.

Ранее управляющий пытался истребовать с бывшего гендиректора документы по инвентаризации и акты ревизионных комиссий органов контроля, аудиторов и иных ведомств, которые проводили проверки осенью 2015 года, однако суд отклонил требование за неимением достаточных на то оснований и доказательств.

Полгода назад поводилось расследование в отношении другого руководителя «Трансаэро» Александра Бурдина, который возглавлял компанию после ухода Сапрыкина и до конца 2017 года. Следствие выявило, что руководитель совершил правонарушения в размере нескольких миллиардов рублей, а суд выписал ему заочный арест. В данный момент Бурдин, как и бывший владелец «Трансаэро» Плешаков находятся в международном розыске.

Суд постановил, что Бурдин путем превышения полномочий растратил больше 1,3 млрд рублей и не выплатил около полумиллиона рублей зарплат, причитающихся сотрудникам.

Адвокат Бурдина утверждает, что тот «унаследовал» задолженность от Сапрыкина. Тогда долг составлял 700 млн, а Бурдин его сократил. Оставшуюся задолженность экс-глава авиаперевозчика обещал закрыть денежными средствами, которые должна была перечислить Росавиация за полеты на Крайний Север. Однако деньги так и не пришли.

Выплаты по заработным платам недополучили более 7 000 человек. В данный момент ведется поиск всех пострадавших. Кроме того, в начале текущего года у «Трансаэро» было выявлено дополнительное имущество на совокупную сумму около 500 млн рублей, которое немедленно арестовано и пойдет на погашение требований по заработной плате.

Помимо исков к бывшему руководству компании суд вскоре рассмотрит и возможность привлечения к субсидиарной ответственности бывших владельцев авиаперевозчика — семью Плешаковых.

Вариант 2. Взыскание в бывших собственников

Инициатором стал ВТБ. Он же подал соответствующий иск в суд. Кредитная организация предлагает взыскать с владельцев «Трансаэро» около 250 млрд рублей.

Основаниями для привлечения к ответственности ВТБ называет — подделку бухгалтерских документов и нелегальный вывод ликвидных активов с баланса «Трансаэро».

В свою очередь, семья Плешаковых не признает обвинения и говорит, что во всем виновато бывшее руководство, а эксперты считают, что у ВТБ есть шансы на успех в судебном деле.

Иски поданы к супругам Плешаковым и матери Александра Плешакова — Татьяне Анодиной. Семье принадлежало 53% акций авиакомпании. Заседание состоится 23 апреля 2019 года.

Заявитель настаивает на том, что незадолго до банкротства компании, она получила от ВТБ кредиты на 13 млрд рублей. Контракты подписала Ольга Плешакова. Представители банка настаивают на том, что о проблемах компании и приближающемся банкротстве руководству и владельцам было известно еще в 2012 года, а значит, получая кредит в «Трансаэро» знали, что не расплатятся по долгам, и намеренно подделали бухгалтерскую отчетность.

Также ВТБ делает акцент на том, что уже после того, как авиакомпанию признали банкротом, ее представители продолжали подделывать документы, чтобы выплачивать высокие дивиденды акционерам. А это опять же поспособствовало увеличению еще большей диспропорции между активами и обязательствами. Таким образом, оздоровление должника оказалось попросту невозможным.

Банк предлагает привлечь акционеров Плешаковых и Анодину к ответственности в размере равнозначном совокупному объему требований всех кредиторов — на 249,2 млрд рублей.

Ответчики утверждают, что обвинения банка — клевета. Отчетность велась в надлежащем формате, никто подделкой не занимался. Кроме того, отчетные документы постоянно мониторились налоговой, самим банком и иными контролирующими органами. По поводу вывода активов семейство также не согласно. Как утверждает их юрист, никакие сделки с момент банкротства не совершались, а все дочерние структуры «Трансаэро», наоборот, направляли средства в головную организацию для погашения хотя бы части долгов. Юрист также отмечает, что ряд оспариваемых сделок суды уже признали законными и действительными.

Остальные кредиторы «Трансаэро» в лице Сбербанка и ВЭБ пока не поддержали ВТБ.

Эксперты продолжают утверждать, что ВТБ вполне может выиграть суд и приводят в пример недавние решения о том, как были признаны недостоверными документы, представленные контролирующими лицами банка «Траст» на сумму около полумиллиона рублей. В таком случае вполне можно рассчитывать на привлечение экс-владельцев к субсидиарной ответственности.

Кроме того, в действующем законодательстве есть положения, согласно которым директор компании в течение месяца должен заявить о банкротстве, если видит его признаки в отчетности. Иначе его можно привлечь к субсидиарной ответственности. Также два года назад был расширен список лиц, которых можно дополнительно привлечь к ответственности. Сюда вошли лица, которые могут созывать общее собрание для принятия решения о подаче искового заявление о несостоятельности в суд. К ним относятся акционеры, аудиторы, члены совета директоров.

Хотите продать долг? Разместите бесплатно объявление в телеграм-группе "Маркетплейс долгов"