Коллекторы ожидают изменений на рынке взыскания

1528
Время чтения - 3 минуты
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги

19 ноября 2020 года состоялась ежегодная конференция НАПКА «Метатренды взыскания — 2021», где эксперты поделились основными итогами 2020 года, рассказали о трендах на рынке взыскания долгов и дали свои прогнозы.

Весь 2020 год рынок коллекторских услуг ждет принятия новой редакции 230-ФЗ, однако она до сих пор не представлена для публичного обсуждения. Планируется, что первое чтение состоится до конца года, а принятие — до 1 июня 2021. В рамках конференции президент НАПКА Эльман Мехтиев рассказал, какие новеллы в 230-ФЗ считает принципиальными.

Так, надзор должен осуществляться не за субъектами, а за их деятельностью, за профессиональными коллекторскими организациями (ПКО), банками, МФО и другими кредитными организациями. При этом Эльман Мехтиев отметил, что в законопроекте ничего нет о взыскании долгов из сектора ЖКХ, хотя должно быть. Это важно для качественного регулирования рынка.

Кроме этого, под контроль должна попадать не любая деятельность игроков рынка, а конкретное взаимодействие. Логичным последствием должно быть не полное приостановление деятельности, а приостановление взаимодействия с конкретным клиентом, в отношении которого было допущено нарушение.

Новелла о досудебном порядке возврата просроченной задолженности 30 дней — еще одна ценная поправка к 230-ФЗ. Технология стандартна: заблаговременное (за 30 дней) уведомление о намерении подать в суд в случае, если должник не исполнит свои обязательства.

Какие нужны изменения

Помимо уже внесенных поправок к закону были предложены дополнительные изменения, которые помогут развитию саморегулирования.

В НАПКА считают важным ввести обязательную идентификацию через ЕСИА для заявителей жалоб, которые направляются по электронной почте. Это поможет сократить число «пустых» обращений (сейчас около 89 %, по данным ФССП).

Рынок взыскания уже созрел для саморегулирования, поэтому стоит разделять требования и обязательства по их соблюдению. В НАПКА предложили требования Госреестра отнести к базовым, а стандарты СРО — к дополнительным. В опубликованной версии 230-ФЗ нет тех требований, что содержатся в кодексе НАПКА. Например, отсутствуют обязательства по утверждению сценариев коммуникаций с должниками или обеспечению работы подразделения, которое рассматривает все обращения. Также, можно было бы внедрить обязательность членства ПКО в СРО до 01.07.2022. Если в течение 60 дней после указанной даты компания будет отсутствовать в СРО, она должна подлежать автоматическому исключению из Госреестра.

Важно ужесточить требования к самим СРО. Общий закон о саморегулировании предполагает, что членами СРО должны быть не менее 25 организаций соответствующего рынка. В НАПКА предложили дополнить требование тем, что доля этих организаций должна составлять не менее 35 % рынка по объему услуг, выручки или портфеля в месяц.

Не лишним будет наделить СРО дополнительной имущественной ответственностью перед должниками, клиентами и иными лицами в виде формирования компенсационного фонда. Для базовых требований есть страховка, а весь остальной ущерб должен компенсироваться из фонда. Формирование фонда может происходить за счет членов и штрафов за нарушение стандартов.

Эльман Мехтиев также уверен, что СРО должны выполнять контрольные функции:

  • плановые проверки не реже 1 раза в 3 года и не чаще 1 раза в 1 год;
  • внеплановые проверки при поступлении сведений о нарушении членом стандартов СРО.
Лучшим механизмом по работе с обращениями граждан в НАПКА считают следующий: изначально человек направляет претензию в МФО, которое допустило нарушение закона, если ответа нет — обмудсмену, далее в ЦБ. НАПКА уже работает по такой схеме, предоставляя возможность потребителям финансовых услуг направить обращение при помощи сервиса ДоброПожаловаться.


Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньги