Контролер всея долгов: банки, МФО, УК, ломбарды и коллекторы могут попасть под надзор одного ведомства
Избавьтесь от проблемного долга и верните свои деньгиСуть законопроекта
Все организации, которые взыскивают долги с физических лиц, даже если в их учредительных документах такая деятельность основной не значится, должны быть переданы под контроль единой службы ФССП РФ.
Кроме того, такие организации обязаны оформить собственный интернет-сайт, иметь электронную почту для связи и заключить договор обязательного страхования ответственности. Так считает Министерство юстиции РФ.
Ведомство примерно подсчитало, что количество подконтрольных ФССП субъектов увеличится в сто раз: если на данный момент в реестре значатся 300 коллекторских агентств, в процессе реализации проекта подконтрольных субъектов станет примерно 43,3 тыс. В их число войдет около двух тысяч МФО, столько же КПК, 900 сельскохозяйственных КПК, 800 кредитных компаний, четыре тысячи ломбардов, две тысячи управляющих компаний, почти 13 тыс. ресурсоснабжающих организаций, 250 компаний, специализирующихся на утилизации отходов и двести операторов связи.
Способы связи
Согласно инициативе, в единый реестр, который будут вести приставы, должны быть включены абсолютно все компании, которые взыскивают долги с граждан путем встреч лицом к лицу, телефонных переговоров, текстовых или голосовых сообщений, автоматических механизмов, например, роботов-коллекторов и так далее. Если субъект в реестр не внесен, он будет иметь право общаться с должником только посредством почты.
Минюст РФ также планирует повысить требования к субъектам взыскания. Так, например, последние будут обязаны вести и хранить в течение двух лет аудиозаписи всех разговоров с должниками, а также копии иных сообщений, в том числе текстовых и голосовых.
Коллекторы не против
В разработке текста проекта поучаствовали сами коллекторы. Они предложили включить норму о том, что контролирующая организация вправе устанавливать запрет на использование определенных видов контакта с должниками. Это касается определенных категорий граждан, например, инвалидов, несовершеннолетних, пациентов больниц и так далее.
По мнению Бориса Воронина, директора Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, идея Минюста по объединению контроля за деятельностью различных субъектов взыскания действительно разумна, так как не важно от чего возникла «просроченная задолженность»: от кредита, займа или неоплаты ЖКХ.
Эксперт уверен, что если считать, что взыскание просроченной задолженности несет риски для граждан, то и при возврате долгов за воду или мусор должны действовать аналогичные правила: отсутствие психологического давления, частых звонков и тому подобное. Что касается банков, число жалоб на их действия при взыскании просроченной задолженности говорит само за себя. В этом они уступают лишь нарушениям МФО.
Сразу в суд — нельзя
Инициатива предполагает наличие досудебного порядка взыскания долгов с граждан. Это означает, что в суд взыскатель может обратиться только после того, как получит официальный отказ должника выплачивать задолженность, либо пройдет тридцатидневный срок после направления досудебного уведомления и должник не исполнит обязательство, либо если ответ от должника не будет получен в те же 30 дней.
Проект выдвинут в нужное время
Концепция проекта разработана в соответствии с поручениями президента, а также в соответствии с «дорожной картой» для реализации «регуляторной гильотины». Разработавшее проект ведомство также подчеркнуло, что для того, чтобы законопроект действительно начал корректно действовать необходимо расширить штат Федеральной службы судебных приставов и увеличить целевые бюджетные расходы.
Алексей Кравцов, член Общественного совета ФССП РФ и председатель Арбитражного третейского суда города Москвы, уверен, что Минюст внес адекватное и своевременное предложение.
Эксперт также отметил, что процесс взыскания долгов сегодня более или менее корректно ведётся государственными судебными приставами, так как они находятся под жестким контролем правоохранителей. При этом займодавцы, перечисленные в законопроекте, практически вольны в выборе способов контактов со своими должниками.
Кравцов обратил особое внимание на то, что МФО гордятся и публично заявляют, что применяют приемы нейролингвистического программирования (НЛП) при общении с должниками по телефону. Так до чего можно довести должника с помощью НЛП, даже не применяя прямых угроз, запрещённых законом?
По словам эксперта, если закон примут, у займодавцев прибавится объём работы, которой и сейчас немало от требований ЦБ и Росфинмониторинга, поэтому вполне вероятен уход с рынка части небольших компаний. Остальные со скрипом, но начнут исполнять новые требования. Такую же тряску переживали и коллекторы, когда ввели ФЗ №230, но все устаканилось.
Кравцов предположил, что некоторые участники рынка, начнут по цессии переводить договоры займа с юридических лиц на физических, на которых 230 ФЗ не распространяется. Остальные же начнут более плотно работать с третейскими судами и с судебными приставами.
Эксперты сошлись во мнении об адекватности и необходимости внедрения законопроекта Минюста, однако не исключили попыток игроков рынка обойти новые требования. Кроме того, репутация ведомства (ФССП РФ) вызывает некоторые сомнения в быстродействии и результативности подобного контроля. В любом случае, необходимость совершенствования сектора действительно назрела, а насколько эффективной и плодотворной окажется работа приставов, если проект утвердят, покажет только время.